Регионы: Свердловская областьЧелябинская областьТюменская областьПермский край
Свердловская областьЧелябинская область

«Отрасль нужно поднимать»: власть и эксперты обсудили стратегию модернизации сферы ВКХ на форуме НП ИЦ «Водоканал»

18 марта 2015 14:58

ЕКАТЕРИНБУРГ. Тема модернизации отрасли водопроводно-канализационного хозяйства - одна из наиболее острых и обсуждаемых в сфере ЖКХ как на Среднем Урале, так и в большинстве регионов России. Взвешенный подход к решению проблемы попытались выработать участники форума «Комплексная модернизация отрасли ВКХ: реальность и перспективы», - передает корреспондент АПИ.

Проблем на 150 миллиардов

Не секрет, что в большинстве муниципалитетов области система водоснабжения и водоотведения сильно устарела, а в некоторых населенных пунктах ситуация близка к катастрофической. По данным Роспотребнадзора, доброкачественной питьевой водой из систем централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения обеспечено 70,23% населения Свердловской области, условно доброкачественной питьевой водой - 26,53%, недоброкачественной водой пользуются более 130 тыс. человек - около 3% населения.

Срочной модернизации или замены требуют более 35% мощностей водопроводов и систем водоотведения. Необходимо ежегодно менять или ремонтировать не менее 10% сетей. Потери воды в водопроводных сетях в некоторых муниципалитетах достигают 50%.

Кроме того, уровень энергоэффективности сферы ВКХ на Среднем Урале оставляет желать лучшего. По некоторым данным, себестоимость услуг водоснабжения и водоотведения на 40-50% состоит из затрат на электроэнергию.

Не менее остро в отрасли стоит и кадровый вопрос.

«Мы были вынуждены принять в отрасль очень много людей, не имеющих специального образования. Они недостаточно компетентны в своей сфере. Вторая проблема - молодежь разочаровалась в отрасли. Не побоюсь этого слова, из-за наших с вами действий: все ругают сферу ЖКХ, в том числе много негативной информации в СМИ. Эту отрасль надо поднимать, тогда молодежь пойдет», - отмечает вице-президент общероссийского отраслевого объединения работодателей «Союз коммунальных предприятий» по УрФО Сергей Полыганов.

На решение всех проблем, по подсчетам специалистов, требуется порядка 150 млрд рублей - примерно по 13 млрд рублей в год. В реальности отрасль не получает и десятой доли требуемых средств.

«Сверхприбыльный бизнес» при определенных условиях

Основным решением проблемы модернизации водохозяйственной инфраструктуры на сегодня становится привлечение инвестиций. Как отмечает председатель правления НП «Инновационный центр «Водоканал» Валерий Лоскутов, именно эти задачи ставят перед отраслью федеральное правительство и президент.

«Сегодня это инструменты концессионных соглашений, энергосервисные контракты, проектное финансирование. Уже есть база финансовых институтов, готовых инвестировать в инфраструктурные проекты, то есть в модернизацию очистных сооружений, модернизацию насосных станций, котельного оборудования. Вопрос не решается быстро - причиной тому, в том числе, несовершенства в законодательстве. Вот почему западные инвесторы очень осторожно относятся к этим проектам, хотя для них это интересно. Однако при правильно выстроенном инвестиционном проекте вкладывать в ВКХ очень выгодно», - пояснил Лоскутов.

Заместитель министра энергетики и ЖКХ Среднего Урала Сергей Гайда также отмечает, что при определенных условиях в сферу ВКХ могут прийти серьезные инвестиции.

«Это выгодный бизнес, который требует на сегодняшний день вложений и особого внимания. Это природные ресурсы, которые продавать было всегда выгодно. Посмотрите на стоимость питьевой в пластиковых бутылках: литр воды стоит на уровне литра бензина. Если сравнивать затраты на производство нефтепродуктов и на производство воды, можно констатировать, что это сверхприбыльный бизнес. При этом уровень инвесторов должен быть достаточно серьезным, они должны обладать большим финансовым потенциалом, чтобы вкладываться. Это и транспортировка, и очистка - это комплекс мер, и вкладываться нужно именно в комплекс, а не в отдельные участки», - считает он.

Что касается господдержки, сегодня ее объемы не слишком велики и не позволяют комплексно решать проблемы водоснабжения и водоотведения.
Как пояснила главный специалист отдела государственных и инвестиционных программ министерства энергетики и ЖКХ региона Ольга Михайловская, для предприятий ВКХ существует две формы поддержки - поддержка местных бюджетов, то есть предоставление субсидий на реализацию конкретных инвестиционных проектов, прошедших отбор в министерстве. Вторая форма поддержки - предоставление юридическим лицам субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, которые были получены для реализации проектов развития систем водоснабжения и водоотведения.

«Подготовить заявку правильно и направить ее в министерство - это достаточно большой труд. Подтверждение заявки - небыстрый процесс. Получают субсидии достаточно активные муниципалитеты - чаще всего одни и те же. Участвуют примерно 20-25 муниципальных образований из 94. Основная проблема администраций - отсутствие средств на подготовку проектной документации. То есть если стоимость проекта около 30 млн - стоимость проектирования порядка 10%. При всем желании мы не можем их профинансировать, и они не могут заявиться», - рассказала Ольга Михайловская.

RAB-регулирование тарифов как условие привлечение инвестиций

В настоящее время существует достаточно эффективный метод привлечения инвестиций в отрасль - RAB-регулирование тарифов (метод доходности инвестированного капитала). Вопрос тарифообразования актуален для субъектов ВКХ еще и в том свете, что сегодняшний размер тарифов на воду не позволяет предприятиям выходить «в ноль», не говоря о прибыли.

Как отмечают в НП «Инновационный центр «Водоканал», такая система необходима для привлечения масштабных инвестиций в отрасль водопроводно-канализационного хозяйства. При этом будет исключен резкий рост тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения.

«RAB-регулирование позволит предприятиям привлекать капитал в требуемом объеме и возвращать его не одномоментно (в пределах года), как в настоящее время, а в течение длительного периода», - отмечают в НП ИЦ «Водоканале».

«Это то, что нужно для правильного финансирования. Чтобы инвестор уже гарантированно знал сроки окупаемости, экономическую выгоду», - считает Валерий Лоскутов.

Однако в данный момент такая методика тарифообразования не применяется в сфере ВКХ. С этим вопросом руководители предприятий все чаще обращаются к специалистам Региональной энергетической комиссии. Как поясняет начальник отдела ценообразования в коммунальной сфере РЭК Екатерина Конькова, применение тех или иных методов тарифообразования - это непростой процесс и одного желания организации здесь недостаточно.

«Существуют критерии, в соответствии с которыми организация и органы регулирования принимают решения о выборе того или иного метода. Для того чтобы в отношении организации был применен метод RAB-регулирования, должны соблюдаться как минимум четыре условия. Во-первых, организация не должна являться ни государственным, ни муниципальным, ни унитарным предприятием. Во-вторых, на территории муниципалитета должна быть утверждена схема водоснабжения и водоотведения. Третье - это наличие инвестиционной программы, срок действия которой должен быть не меньше, чем срок действия регулируемых тарифов. Следующее - протяженность водопроводных канализационных сетей организации, находящихся в эксплуатации, должна составлять более 10% от общей протяженности сетей того муниципального образования, где оказывается данная услуга», - пояснила Конькова.

Ко всему прочему, применение метода необходимо согласовывать с Федеральной службой по тарифам.

При всем при этом метод доходности инвестированного капитала заложен в основу дорожной карты, разработанной специалистами НП «Инновационный центр «Водоканал» и направленной на модернизацию отрасли.

«Ни одна другая методика тарифообразования не позволяет водоканалам покрыть расходы», - отмечает член экспертного совета НП ИЦ «Водоканал» Алексей Винокуров.

Среди пунктов дорожной карты для бюджетных организаций Алексей Винокуров назвал привлечение внебюджетных и бюджетных средств, заключение энергосервисных контрактов, налоговую оптимизацию, инвестнадбавку и беспроцентную рассрочку.

Энергосервисные контракты

Напрямую с применением методики RAB связана реализация энергосервисных контрактов, представляющих собой особую форму договора, направленного на экономию эксплуатационных расходов за счет повышения энергоэффективности. Отличительная особенность такого контракта в том, что затраты инвестора возмещаются за счет достигнутой экономии средств, получаемой после внедрения энергосберегающих технологий.

Применяемые сегодня методы тарифообразования не позволяют реализовывать энергосервисные контракты из-за краткосрочности договоров.

«На сегодняшний день нормативно-законодательной базы уже достаточно для того, чтобы все это заработало. Однако сейчас у регулируемых организаций нет методик. Энергосервисный контракт бывает, к примеру, и на семь, и на десять лет. Если мы ставим дорогостоящее оборудование, то ждем соответствующей отдачи», - комментирует исполнительный директор СРО НП «Союз «Энергоэффективность» Дмитрий Серебряков.

При этом даже при использовании системы RAB-регулирования могут возникнуть сложности. Как объяснила Екатерина Конькова, при реализации контракта в первый долгосрочный период - три года - расчеты затраченной энергии будут вестись по показателям, снятым до установки энергосберегающего оборудования.

«Средства, которые были учтены в тарифах организации, никто никогда не заберет», - поясняет она.

Однако после установки оборудования, по истечении первого периода, показатели затрачиваемой энергии снизятся, и при расчетах на новый период - пять лет - в тариф будут закладываться уже новые значения. Соответственно, сумма сэкономленных средств сократится, а значит, сократятся и выплаты инвестору.

Екатерина Конькова в свою очередь подчеркивает, что в РЭК руководствуются четкими нормативно-правовыми актами и каким-либо образом повлиять на ситуацию не могут.

«Если мы примем какое-то решение, которое приведет к превышению индекса или нарушению какого-то документа, наше решение может быть отменено», - уточняет она.

При этом начальник отдела ценообразования в коммунальной сфере РЭК добавляет, что зачастую на самих предприятиях не до конца вникают в суть вопроса, заявляя о низких тарифах и недостатке средств на мероприятия в сфере модернизации.

«Им (предприятиям, - прим. ред.) нужно изучить нормативную базу, сосредоточиться. Все документы - и федеральные, и областные - они все позволяют. Есть постановления, которые позволяют разработать и инвестиционную программу», - отмечает она.

По итогам обсуждения участники форума приняли резолюцию. В числе предложений - создание рабочей группы при министерстве строительства и ЖКХ Свердловской области, обращение к правительству РФ с инициативами по изменению законодательства, организация обучающих семинаров для специалистов предприятий ВКХ по применению методики RAB-регулирования тарифов.

Кроме того, по словам Валерия Лоскутова, по итогам мероприятия будет создана рабочая группа при Совете Федерации.

 

© Служба новостей «АПИ»
Опубликовано по материалам ИА «Свердловское областное агентство политической информации».





Оставить комментарий
Комментарии сайта
Вконтакте
Facebook
 
 
Четверг, 20 июня 2024
 

Читайте также