Регионы: Свердловская областьЧелябинская областьТюменская областьПермский край
Свердловская областьЧелябинская область

Проблемы пригородного железнодорожного сообщения обсудили на общественных слушаниях в Екатеринбурге

15 апреля 2014 18:39

ЕКАТЕРИНБУРГ. Общественные слушания по вопросу сохранения уровня транспортной доступности в пригородном железнодорожном сообщении прошли сегодня, 15 апреля, в Екатеринбурге.

Как сообщили АПИ в пресс-службе СвЖД, в мероприятии приняли участие представители государственных и муниципальных органов власти, науки и общественности, Свердловской железной дороги - филиала ОАО «РЖД», пригородных пассажирских компаний.

«Проведение слушаний связано с необходимостью сохранения существующей (минимально допустимой) маршрутной сети на территории Свердловской области, а также организацией летних пассажирских железнодорожных перевозок»,- отметили в пресс-службе.

Согласно данным СвЖД, в 2013 году по территории Среднего Урала перевезено порядка 15 млн пассажиров в 257 пригородных поездах. Для сравнения, в 2008 году данный показатель составлял 25 млн пассажиров при маршрутной сети 355 поездов.

«Снижение перевозки пассажиров связано в первую очередь с постоянным (на протяжении пяти лет) сокращением маршрутной сети. Не стал исключением и 2014 год. С 1 января по решению правительства Свердловской области маршрутная сеть была сокращена до 233 поездов (24 пригородных поезда перестали курсировать совсем), а у 109 составность сократили до четырех вагонов»,- рассказали в пресс-службе.

У ряда поселков оказались нарушены транспортные связи с крупными населенными пунктами, возникли трудности проезда в школы и больницы.

«Каждая отмена поезда или сокращение составности приводит к социальному напряжению, так как автобусные маршруты не позволяют перевезти всех пассажиров. Как пример, отмена одного пригородного поезда из шести вагонов вместимостью 720 пассажиров требует ввода дополнительно как минимум 15 автобусов или 30 микроавтобусов»,- пояснили в СвЖД.

При этом, по данным опроса ВЦИОМ, 85% пассажиров отрицательно относятся к замене пригородных поездов на автобусы.

Заместитель начальника СвЖД Петр Эсаулов напомнил участникам слушаний, что в марте 2014 года правительство РФ одобрило концепцию по развитию пригородного сообщения, где были закреплены обязанность и ответственность субъектов федерации как заказчиков формирования маршрутной сети.

Согласно концепции, заказчик пригородных перевозок обязан через свои региональные энергетические комиссии или департаменты тарифного регулирования устанавливать тарифы для населения, с учетом его платежеспособности и сохранения транспортной доступности. При этом субъект РФ должен в полной мере предусматривать в региональном бюджете компенсацию выпадающих доходов пригородных компаний.

В свою очередь федеральный бюджет берет на себя компенсацию затрат РЖД на содержание инфраструктуры пригородного комплекса. В течение 15 лет предполагается выделение по 25 млрд рублей ежегодно (при фактических затратах за 2013 год более 33 млрд рублей).

«Эти средства будут выделяться при условии, что субъекты РФ предусмотрят полную компенсацию перевозчику выпадающих доходов от регулирования тарифов на пригородные перевозки. В целом данные меры позволят сохранить пригородные перевозки в России»,- отметил Петр Эсаулов.

Участники слушаний пришли к выводу, что в настоящее время заказчик перевозок (правительство области) производит формирование маршрутной сети исходя из объемов субсидий, предусмотренных бюджетом, а не из принципа сохранения транспортной доступности. Вместе с тем, регионам рекомендовано для финансирования перевозок использовать поступления от налога на имущество, который уплачивает ОАО «РЖД».

На 2014 год в бюджете Свердловской области на обслуживание населения железнодорожным транспортом пригородного сообщения предусмотрена компенсация для ОАО «Свердловская пригородная компания» (СПК) 943,48 млн рублей. Однако, в соответствии с заключением РЭК, объем компенсации выпадающих доходов от организации пригородных перевозок (возникающих вследствие государственного регулирования тарифа) на территории области составляет 856,93 млн рублей, что обеспечит покрытие убытков перевозчика только на 82%.

«При этом соглашение о субсидировании с ОАО «СПК» подписано на сумму 767,62 млн рублей (уровень покрытия 73%). Это меньше определенной РЭК суммы по причине существования лимитов расходования бюджетных средств. Предусмотренных сумм недостаточно даже на организацию пригородного сообщения в запланированных на 2014 год объемах»,- сказали специалисты.

Кроме того, как отмечают в СвЖД, остро стоит вопрос организации летних пассажирских железнодорожных перевозок. Утвержденная правительством составность электропоездов не позволяет обеспечить перевозку населения на популярных направлениях, где наполняемость даже в низкий сезон близка к критическому уровню.

Как подчеркнул Петр Эсаулов, необходимые для компенсации выпадающих доходов перевозчику суммы в бюджете Свердловской области больше, чем в соседних регионах, потому что и сама маршрутная сеть (количество электричек, частота их курсирования) многократно превышает данные по другим регионам. При этом остальные регионы в границах СвЖД (ХМАО, Тюменская область, Пермский край) обеспечивают перевозчику полную компенсацию выпадающих доходов.

В ходе выступлений было отмечено, что доступный пригородный железнодорожный транспорт решает важные государственные и социальные задачи, обеспечивая мобильность населения, развитие экономики и рынка труда. Его неоспоримые преимущества - массовость, всепогодность, экологичность и безопасность.

«Электрички не стоят в пробках и не попадают в ДТП, не разрушают автодорожное покрытие, не выделяют в воздух углекислый газ; при соответствующем финансировании позволяют передвигаться с комфортом (современные вагоны, климат-контроль, туалеты, Wi-Fi), обеспечивая высокие скорости и низкие цены»,- отметили участники слушаний.

По мнению общественности и экспертов, субъекты Российской Федерации должны принять все меры, чтобы не допустить ухудшения транспортного обслуживания населения и по полной компенсации перевозчикам потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на пригородные железнодорожные перевозки.

«Также необходимо предусмотреть дополнительные средства в бюджете Свердловской области для увеличения составности пригородных поездов на летний период. Так, при принятии решения по увеличению составности у 59 поездов потребуется дополнительно 37,6 млн рублей»,- добавили в СвЖД.

Стоит сказать, что пригородный транспорт поддерживается органами власти во всех странах. Специалисты отмечают, что обеспечить безубыточность ППК исключительно усилиями менеджмента, без государственной поддержки, невозможно. В Канаде, например, финансирование капитальных и текущих затрат по городскому транспорту осуществляют только региональные власти. В Норвегии перевозчики не оплачивают инфраструктурную составляющую, в Швеции, Нидерландах, Финляндии, Италии перевозчиками оплачивается не более 10% инфраструктуры. В Германии - 6/7 выпадающих доходов компенсируется государством.

По итогам общественных слушаний в целях сохранения и развития пригородных железнодорожных перевозок было решено продолжить взаимодействие с правительством РФ по совершенствованию законодательства.

«Правительству Свердловской области предложено проводить взвешенную политику в вопросе организации транспортного обслуживания в пригородном железнодорожном сообщении в части определения объема маршрутной сети и уровня тарифов для граждан; инициировать увеличение составности пригородных поездов на летний период на востребованных направлениях, с обеспечением субсидирования дополнительно возникающих у перевозчика выпадающих доходов. И, наконец, принять необходимые меры по полной компенсации выпадающих доходов ОАО «СПК» от регулирования тарифа на пригородные пассажирские перевозки железнодорожным транспортом на 2014 год и некомпенсированные потери по итогам 2013 года»,- резюмировали в пресс-службе железной дороги.

Отметим, что СПК ведет планомерную работу по повышению эффективности и привлечению пассажиров. В частности, компания устанавливает бесплатный Wi-Fi на вокзалах и в поездах, централизованную систему информирования пассажиров в пригородных залах ожидания. Кроме того, развивается система продажи билетов через терминалы самообслуживания, а разъездные контролеры обеспечиваются мобильными кассами нового образца. Специалисты внедряют систему автоматического подсчета пассажиров и анализа маршрутов движения пригородных поездов. Компания сокращает собственные расходы и расходы по инвестиционной программе (217 млн рублей).

Также СПК реализуется программа повышения скоростей пригородного движения - на первом этапе, с 3 февраля, сокращено время в пути 13 пригородных поездов на направлении Екатеринбург - Нижний Тагил.

В части обновления подвижного состава и создания комфортных условий проезда - в прошлом году СПК приобрела за свои средства два дизельэлектропоезда ДТ-1 за 350 млн рублей. Они будут работать на полигоне Екатеринбург - Нижний Тагил - Алапаевск - Егоршино - Екатеринбург. Это приобретение даст экономический эффект - снижение затрат около 20-30 млн рублей в год. Время в движении сократится на 40 минут.

 

Опубликовано по материалам ИА «Свердловское областное агентство политической информации».

 





Оставить комментарий
Комментарии сайта
Вконтакте
Facebook
 
 
Пятница, 26 апреля 2024
 

Читайте также