Регионы: Свердловская областьЧелябинская областьТюменская областьПермский край
Свердловская областьЧелябинская область

Церемония вручения «Золотой маски» прошла в Москве. ФОТО

17 апреля 2013 09:50

МОСКВА. Церемония вручения премий «Золотая Маска» прошла 16 апреля на сцене музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко в российской столице.

Ведущий российский театральный фестиваль состоялся в этом году в девятнадцатый раз. Как сообщается на официальном сайте «Золотой маски», формируя список номинантов, эксперты посмотрели в театрах и на видеозаписи 608 спектаклей в Москве, Санкт-Петербурге и городах России.

В конкурсной программе приняло участие 57 постановок в области драмы, оперы, балета, кукольного театра и современного танца. Афишу сформировал экспертный совет (его драматический сегмент возглавляла критик Марина Давыдова, а музыкальный - Лариса Барыкина), а окончательное решение о победителях предстояло принять жюри. Судьбу драматических номинаций решала команда актеров, режиссеров и критиков под председательством худрука Александринского театра Валерия Фокина, а музыкальные спектакли оценивало жюри под руководством дирижера, худрука Таллиннской филармонии Эри Класа.

В Москве подвели итоги театрального фестиваля «Золотая Маска»

Как отмечает РИА Новости, «Золотая маска», несмотря на почти двадцатилетнюю солидную историю, продолжает набирать обороты - появляются новые спецпрограммы (например, в этом году презентовали «Институт театра», образовательный проект «Маски» и Центра им. Вс. Мейерхольда), растет количество номинаций. В этом году, например, впервые появилась номинация «роль второго плана» в драме, а общее количество номинантов составило 33.

В конкурсной программе приняло участие 57 постановок в области драмы, оперы, балета, кукольного театра и современного танца

Музыкальный театр

По традиции церемония вручения премии началась с объявления лауреатов оперетты и мюзикла. В отличие от прошлого года, когда ни один из номинантов в этой категории не был удостоен наград, нынешнее жюри решило раздать «Маски»,- пишут РИА Новости.

Три главных приза достались мюзиклу «Бал вампиров» театра музыкальной комедии Санкт-Петербурга. Он был признан лучшим спектаклем в номинации «Оперетта/Мюзикл», а исполнители главных партий в этой постановке - Манана Гогитидзе и Иван Ожогин - получили «Маски» как лучшие исполнители.

Остальные призы разделили региональные театры. Борис Мильграм стал лауреатом в категории «Лучшая работа режиссера в оперетте/мюзикле» за спектакль «Алые паруса» пермского Театра-Театра, а лавры лучшего дирижера достались Алексею Людмилину за «Алые паруса» новосибирского театра «Глобус». Ни одной «Маски» не получили театр «Московская оперетта» со спектаклем «Фанфан-Тюльпан» и «12 стульев» новосибирского театра комедии.

За мюзиклом и опереттой последовала опера. За «Лучшую женскую роль» заслуженную «Золотую маску» получила Надежда Кучер, спевшая Медею в постановке MedeaMaterial Пермского театра оперы и балета.

Лучшим певцом жюри признало Ильдара Абдразакова, сыгравшего сразу несколько ролей в «Сказках Гофмана» Мариинского театра. В режиссерском состязании лучшим судейская коллегия признала Дмитрия Чернякова, поставившего спектакль «Руслан и Людмила» на исторической сцене Большого театра. Его же работа художника в этом спектакле была признана лучшей в номинации «Художник в музыкальном театре».

Пальма первенства среди дирижеров в опере досталась Теодору Курентзису за работу в спектакле Cosi fan tutte Моцарта Пермского театра оперы и балета. Чуть позже Курентзис еще раз вышел на сцену за «Маской» - тоже за «Лучшую работу дирижера», но уже в балете, за спектакль «Шут».

В самой главной оперной номинации - «Лучший оперный спектакль» - приз, как и в прошлом году, достался музыкальному театру имени Станиславского за постановку оперы Бриттена «Сон в летнюю ночь» в режиссуре Кристофера Олдена.

Главной героиней балетной «Золотой маски» стала Диана Вишнева и ее спектакль «Диана Вишнева: Диалоги», представленный петербургским Мариинским театром. Балерина дважды выходила на сцену, получив сначала свой индивидуальный приз за лучшую женскую роль в балете и современном танце, а затем и «Маску» за «Лучший спектакль в балете».

Приз за лучшую мужскую роль также отправился в Санкт-Петербург, но уже в театр балета Бориса Эйфмана - ее для труппы заработал Олег Габышев, исполнивший роль Родена. Гай Вайцман и Рони Хавер получили приз за лучшую работу балетмейстера/хореографа в балете и современном танце за «Историю солдата» проекта «Платформа», международного центра танца и перформанса «ЦЕХ» и танцевальной компании Club Guy and Roni. А лучшим спектаклем в современном танце стали «Едоки» московского театра-студии современной хореографии.

Региональные театры были отмечены премиями за работу художников. Приз за лучшую работу художника по костюмам в музыкальном театре получила Ирэна Белоусова за «Графа Ори» Екатеринбургского театра оперы и балета, а лучшим художником по свету был признан Александр Мустонен за спектакль «Золушка» музыкального театра Республики Карелия.

Алексей Сысоев получил «Маску» за лучшую работу композитора в спектакле «Полнолуние» фестиваля «Территория».

По традиции жюри присудило и специальные премии. Одна досталась спектаклю «Игра о душе и теле» Детского музыкального театра имени Сац (спектакль был номинирован в нескольких категориях, но призов не получил). Также жюри наградило специальными призами два коллектива - Екатеринбургский театр оперы и балета, отметив переход на новый качественный уровень труппы в постановке оперы «Граф Ори», и Пермский театр оперы и балета за вечер балетов «В сторону Дягилева».

Церемония вручения премии «Золотая маска»

Драма

«Золотую маску» в драме в этом году, как отмечает РИА Новости, трудно было назвать предсказуемой - конкурс в номинациях «большая форма» и «малая форма» был достаточно напряженным.

Одним из главных вопросов, которым задавалась театральная общественность - получит ли «Маску» Константин Богомолов, номинированный дважды - за «Лира» («Приют комедианта» и за «Год, когда я не родился» («Табакерка»).

Богомолов, чьи спектакли провоцируют настоящие баталии в профессиональном сообществе, «Маску» так и не получил - и тут только можно вспомнить, сколько лет жюри фестиваля не замечало существование Кирилла Серебренникова и его спектаклей. Жюри отметило спектакль Богомолова только в актерской номинации - Роза Хайруллина получила «Маску» за роль Лира.

Актерские номинации, вообще, оказались достаточно интересными. Победителем в номинации «мужская роль» стал Виталий Кищенко, исполнитель роли Платонова в спектакле Ярославской драмы «Без названия» (режиссер Евгений Марчелли), «обыграв» здесь и Евгения Миронова, и Юрия Яковлева.

Еще одной интересной и очевидной тенденцией «Маски» стало особое внимание к спектаклям из провинции - за многие годы все как-то успели привыкнуть, что спектакли не из Москвы и не из Питера дополняют афишу, разбавляют монополию двух столиц, но награды не завоевывают, все-таки проигрывая в некоторых качествах, необходимых для победы.

В этом году все поменялось - и лучшим спектаклем большой формы стал все тот же «Без названия» - сложный блестящий трагикомический фарс Евгения Марчелли по первой пьесе Чехова. А лучшим режиссером, и это, наверное, главная неожиданность «Золотой маски»-2013, стал Марат Гацалов, постановщик спектакля «Август. Графство Осейдж» в новосибирском «Глобусе».

При этом без «Масок» в основных номинациях остались «монстры»: «Гедда Габлер» Камы Гинкса, «Таланты и поклонники» Миндаугаса Карбаускиса, «Пристань» Римаса Туминаса, получившая спецприз. Еще один спецприз достался молодым авангардистам Дмитрию Волкострелову и Ксении Перетрухиной.

Достаточно смелое решение приняло жюри в номинации «спектакль малой формы», вручив «Маску» спектаклю из Петербурга «Антитела» - документальной истории об убийстве антифашиста Тимура Карачава. Всегда важно, когда официальная награда достается спектаклю на «неудобную», больную тему.

Еще одним спорным моментом стало вручение «Золотой маски» в номинации «Эксперимент» - без награды остался театр.Doc, а победителем назвали спектакль-перформанс «Полнолуние» фестиваля «Территория» в постановке Филиппа Григорьяна.

 

 

Использованы фотографии «Российской газеты».





Оставить комментарий
Комментарии сайта
Вконтакте
Facebook
 
 
Воскресенье, 25 февраля 2024
 

Читайте также