Регионы: Свердловская областьЧелябинская областьТюменская областьПермский край
Свердловская областьЧелябинская область

70-летие Победы: Горжусь, что собственными руками отбил у фашистов Родину

27 апреля 2015 19:45

Информационное агентство АПИ продолжает рассказывать истории ветеранов Великой Отечественной войны. Напомним, в честь 70-летия Победы управление культуры готовит к выпуску книгу «Великая Отечественная война в воспоминаниях ветеранов города Екатеринбурга». Один из авторов-составителей - главный редактор АПИ Надежда Дудина.

Наш герой сегодня - Людвар Данилович Кирр, живущий в Железнодорожном районе уральской столицы. Мы публикуем авторские варианты текстов.

«После 9 класса я получил от райкома комсомола путевку в пионерский лагерь для детей НКВД в селе Щелкун. Меня послали туда помощником пионервожатого, уже как взрослого. Дети все в автобусах уехали где-то 14 или 15 июня, а я задержался. В Городке чекистов на Ленина в Екатеринбурге был магазин и продовольственный склад, там мы вдвоем с еще одним помощником вожатого взяли продукты и на грузовике повезли в лагерь.

Был хороший, теплый день, солнечный. Мы завалились на мешки с сахаром, крупой, мукой, задремали... В Сысерти шофер остановил машину и побежал за куревом. Возвращается взволнованный: «Ребята, война! Немцы на нас напали». Сначала мы даже не испугались. Ехали, обсуждали, что вот, наверное, сейчас немцам выпишут наши пограничники. Но в лагере первым делом кинулись к начальнику. Говорим: «Война!». Он сказал, что мы что-то путаем и побежал звонить в штаб НКВД. Там подтвердили - действительно, началась война. Это было 22 июня 1941 года.

Постепенно лагерь начал таять, родители приезжали, забирали своих детей. В августе я вернулся домой. С 1 сентября большинство уроков сократили - часы отдали на военное дело. Начали сколачивать в школе бригады на заводы - мы ездили, помогали делать пушки, снаряды. А в сентябре еще шла уборка урожая. Надо было в 4 утра приходить в школу, идти на поля, собирать картошку, свеклу. Спали на ходу. Я перестал учиться, потому что на это не оставалось сил.

В 1942 году старшеклассников послали на обучение военному делу. Я попал в отряд телефонистов, где обучали телефонному делу в полевых условиях: как настраивать, как работать, как помогать военным. Потом я попал в отряд мотоциклистов-разведчиков.

В марте 43-го меня вызвали в военкомат. Я был парень развитой, мускулистый, стал проситься в авиацию, чтобы меня летчиком взяли. Но не прошел по зрению - плохо различаю цвета. Поскольку на гражданке я занимался мотоциклами и пулеметами, меня определили в маршевую роту связи. На призывном пункте нам выдали обмундирование, ботинки с обмоткой - не хватало сапог - ружья со штыком, патроны. И отправили на фронт.

Как раз в это время шли бои в районе Сталинграда. На станции Лиски на Дону мы первый раз в жизни услыхали настоящий взрыв. Там скопилось много груженых танками и пушками эшелонов, а немецкие самолеты целыми днями кружили и сбрасывали бомбы. Такой грохот, как будто по спине тебе ножом резать сейчас будут. Наши рыли неширокие окопчики, прикрытые досками и бревнами, и в них прятались, когда воздушная тревога. Немцы, чтобы пугать наших бойцов, пробивали в пустых бочках дыры и подвешивали их рядом с бомбами. Бомба, когда ее сбрасываешь, летит вниз и крутится. Бочка - тоже, а через дыры проходит воздух и получается сильный свист. Бомбы рвутся, снаряды рвутся, да еще эти бочки - сидишь в окопе и дрожишь. С этого дня для меня началась настоящая война.

Когда наступила осень, мы были в южной части Украины. Шли дожди, повсюду была слякоть. Я заболел, начало ломить руки - ревматизм. Пальцы свело, и я не мог стрелять. Меня отправили в госпиталь. Где-то через месяц синяки на пальцах прошли, я уже мог нажимать на курок. В это время к нам приехал майор из танковой части, набирал себе бойцов. Я уговорил его взять меня в танкисты.

Привезли меня и еще два десятка ребят во Владимир, где стоял учебный танковый полк. Проучился четыре месяца и попал в полк в составе 1-го Украинского фронта, в разведывательный батальон, механиком-водителем. Так подумать, смешно: танк в разведку идет - его издалека видно, слышно и далеко не убежишь. На самом деле танковая разведка - это разведка боем, шумовая. В одном месте затишье было, немцев побили под Харьковом. Наш танк должен был пойти в разведку. Загрузили мы снарядов, и на рассвете была дана команда: по машинам. Проехали километра два и заметили, как в кустах замелькал немецкий танк. Мы сбавили скорость, и они тоже. Началась дуэль, первые выстрелили они, у нас было положено не лезть в драку, а сделать все, чтобы успеть передать информацию о расположении машин противника. Мы открыли ответный огонь, а сами начали отступать. В это время им на подмогу пришло еще три танка - мы оказались вблизи линии обороны немцев. Мы все их машины подбили, а они нашу. Успели выбраться, никто из нас не пострадал...

В 1944 году были уже мелкие стычки - наши прорывались вперед, немцы все время отступали. Потом, в 45-м, мы освобождали город-крепость, оккупированный немцами, в Польше. Форсировали Одер, Вислу. Фронт тогда все время сжимался, сюда стягивались многие советские войска, в конце концов, даже возникла путаница. Из-за большого количества солдат, в Берлин наш полк вошел с опозданием - застряли на переправе через Вислу. Хотя в боях участвовали все, не было ни одного лишнего человека. В первых рядах на штурм Рейхстага, конечно, шла пехота.

Во всей суматохе я толком и не испытал какого-то победоносного чувства, связанного с окончанием войны. Тем более что после наш батальон отправили воевать с бандеровцами. Но все же горжусь, что был одним из тех, кто собственными руками отбил у фашистов Родину».


Текст подготовлен Надеждой Дудиной на основе воспоминаний ветерана Великой Отечественной войны Людвара Даниловича Кирра для книги «Великая Отечественная война в воспоминаниях ветеранов города Екатеринбурга» - проект управления культуры.



© Надежда Дудина, «АПИ»
Опубликовано по материалам ИА «Свердловское областное агентство политической информации».

 





Оставить комментарий
Комментарии сайта
Вконтакте
Facebook
 
 
Четверг, 28 марта 2024
 

Читайте также