Регионы: Свердловская областьЧелябинская областьТюменская областьПермский край
Свердловская областьЧелябинская область

Детектив «Убийство восточного экспресса» или что грозит железнодорожным пассажирским перевозкам на Урале

29 марта 2013 15:45

ЕКАТЕРИНБУРГ. За следующие два года многое может измениться в железнодорожных перевозках, причем измениться не в лучшую для россиян сторону. Пострадать могут как пассажирские поезда дальнего следования, так и электрички. Но остановимся на каждом моменте подробно.

Поезд дальше не идет

Как уже не раз писало наше агентство, государственное регулирование бизнеса, как правило, приводит к весьма двояким результатам. Эта тенденция отчетливо прослеживается, например, на уровне взаимоотношений Федеральной пассажирской компании и властей.

Сейчас ОАО «ФПК», являющееся оператором пассажирских перевозок дальнего следования, испытывает «хроническое» недофинансирование со стороны федерального бюджета.

Здесь необходимо пояснить, во-первых, основу «беды», во-вторых, ее масштабы.

Причина нехватки денег состоит в следующем: вследствие государственного регулирования тарифа на перевозку пассажиров в плацкартных и общих вагонах у перевозчика (в данном случае ФПК) возникают убытки, которые по-хорошему государство должно полностью компенсировать.

На деле же получается следующее: в федеральном бюджете на 2013 год вместо необходимых 36,3 млрд рублей предусмотрено только 13,6 млрд рублей на компенсацию выпадающих доходов и 1,2 млрд рублей на дотирование выпадающих доходов от перевозки школьников старше 10 лет. Таким образом, ФПК в этом году фактически не дополучит 21,5 млрд рублей. Еще 13 млрд рублей государство «задолжало» перевозчику за 2011-2012 годы.

Такая ситуация заставляет перевозчика применять все возможные средства для сохранения рентабельности своей деятельности. В том числе непопулярные среди населения средства, такие как сокращение маршрутов.

Как рассказал на пресс-конференции заместитель начальника СвЖД по пассажирским перевозкам Сергей Нех, в текущем году ОАО «ФПК» отменит ряд нерентабельных поездов.

В частности, уже произошла отмена 18 круглогодичных поездов. Еще 44 исчезнут с первого июня и 13 поездов отменят с первого октября.

«149 поездов - периодических рейсов, не имеющих коммерческого потенциала, в том числе имеющих отрицательный финансовый результат, - в этом году назначены не будут»,- подтвердили в пресс-службе дороги.

В границах Свердловской железной дороги мы уже «потеряли» поезд №17/18 Пермь - Москва, а с 26 мая исчезнут еще пять маршрутов: №9/10 Иркутск - Санкт-Петербург; №93/94 Екатеринбург - Санкт-Петербург; №501/502 Иркутск - Адлер; №569/570 Нижневартовск - Адлер и №607/608 Екатеринбург - Бокситы.

Также ряд поездов поменяет регулярность курсирования. В частности, с 15 марта будет изменена периодичность движения пассажирских поездов №603-604 Екатеринбург - Соликамск (с ежедневного до трех раз в неделю) и №343/344 Екатеринбург - Приобье (через день, вместо ежедневного курсирования). Реже станут ходить и поезда №142/141 Екатеринбург - Симферополь, №683/684 Екатеринбург - Соликамск и №610/609 Екатеринбург - Устье-Аха.

Опять от меня сбежала последняя электричка

Не легче обстоят дела и с пригородным сообщением. Здесь также есть убытки, которые не полностью покрываются из бюджета (только в данном случае идет разговор о бюджетах субъектов федерации).

Для понимания, убытки пригородных пассажирских компаний, работающих на полигоне Свердловской железной дороги (ОАО «Свердловская пригородная компания» и ОАО «Пермская пригородная компания» - прим. ред.) по расчетам в 2013 году составят 1,9 млрд рублей, компенсация же не превысит 1,5 млрд рублей. Таким образом, непокрытый убыток составит - 340 млн рублей.

Например, в зоне ответственности «СПК» в Свердловской области, непокрытый убыток составит 278 млн руб. В Тюменской области непокрытый убыток составит 31,5 млн рублей и так далее.

Такие финансовые потери опять же приводят к сокращению маршрутов (необходимо понимать, что в случае с пригородными перевозками субъект федерации выступает их заказчиком и именно он определяет, какие маршруты нужны региону - прим. ред).

Довести данную ситуацию до критической может решение федерального правительства о сокращении бюджетных субсидий пригородного железнодорожного транспорта на оплату инфраструктуры.

Как утверждают эксперты, данная инициатива может поставить под угрозу само существование пригородного железнодорожного транспорта.

В текущем году пригородные компании получат от правительства компенсацию расходов на инфраструктуру в размере 25 млрд рублей, а в 2014 эту сумму планируется сократить уже до 12,5 млрд рублей. В 2015 году сумма сократится до 6,25 млрд рублей, в 2016 планируется полная отмена компенсаций.

«Сокращение и последующая отмена госсубсидий приведет к увеличению нагрузки на региональные бюджеты и банкротству пригородных пассажирских компаний. И это при том, что электричками пользуется каждый шестой россиянин»,- сообщили в пресс-службе железной дороги.

Никому никаких поблажек

Привычная ситуация может измениться и со льготами на проезд в электричках для учащихся.

«С 2013 года в федеральном бюджете не предусмотрены субсидии на компенсацию части потерь в доходах от предоставления учащимися льгот по оплате проезда на железнодорожном транспорте в пригородном сообщении»,- рассказывают в СвЖД.

Пока эту ситуацию решают постановления региональных властей, основанные на рекомендациях Владимира Путина принять необходимые решения по предоставлению в 2013 году школьникам и студентам, обучающимся по очной форме обучения, независимо от места их регистрации и обучения, 50% скидки на проезд на железнодорожном транспорте пригородного сообщения.

Однако сколько региональные бюджеты смогут нести эту нагрузку - неизвестно. А в условиях, когда региональные власти руководствуются только рекомендациями, ситуация может резко поменяться.

Свет в конце тоннеля

Как бы угнетающе не выглядело нынешнее положение дел, всегда есть пути к решению ситуации. В данном случае основные решения могут быть приняты только на уровне федерации, но для того, чтобы они были приняты, нужна инициатива и на региональном уровне.

Фактом является то, что если федерация продолжит текущую политику в отношении железнодорожных перевозок и сократит ряд существующих субсидий, это не только больно ударит по региональным бюджетам, но и может вылиться в массовый рост социальной напряженности. Как будут обстоять дела, предстоит увидеть уже в ближайшие год-два. Пока же свет в конце тоннеля выглядит очень блеклым.

 

Опубликовано по материалам ИА «Свердловское областное агентство политической информации».

 





Оставить комментарий
Комментарии сайта
Вконтакте
Facebook
 
 
Понедельник, 6 мая 2024
 

Читайте также