|
|
29 марта 2013 15:45
ЕКАТЕРИНБУРГ. За следующие два года многое может измениться в железнодорожных перевозках, причем измениться не в лучшую для россиян сторону. Пострадать могут как пассажирские поезда дальнего следования, так и электрички. Но остановимся на каждом моменте подробно. Поезд дальше не идет Как уже не раз писало наше агентство, государственное регулирование бизнеса, как правило, приводит к весьма двояким результатам. Эта тенденция отчетливо прослеживается, например, на уровне взаимоотношений Федеральной пассажирской компании и властей. Сейчас ОАО «ФПК», являющееся оператором пассажирских перевозок дальнего следования, испытывает «хроническое» недофинансирование со стороны федерального бюджета. Здесь необходимо пояснить, во-первых, основу «беды», во-вторых, ее масштабы. Причина нехватки денег состоит в следующем: вследствие государственного регулирования тарифа на перевозку пассажиров в плацкартных и общих вагонах у перевозчика (в данном случае ФПК) возникают убытки, которые по-хорошему государство должно полностью компенсировать. На деле же получается следующее: в федеральном бюджете на 2013 год вместо необходимых 36,3 млрд рублей предусмотрено только 13,6 млрд рублей на компенсацию выпадающих доходов и 1,2 млрд рублей на дотирование выпадающих доходов от перевозки школьников старше 10 лет. Таким образом, ФПК в этом году фактически не дополучит 21,5 млрд рублей. Еще 13 млрд рублей государство «задолжало» перевозчику за 2011-2012 годы. Такая ситуация заставляет перевозчика применять все возможные средства для сохранения рентабельности своей деятельности. В том числе непопулярные среди населения средства, такие как сокращение маршрутов. Как рассказал на пресс-конференции заместитель начальника СвЖД по пассажирским перевозкам Сергей Нех, в текущем году ОАО «ФПК» отменит ряд нерентабельных поездов. В частности, уже произошла отмена 18 круглогодичных поездов. Еще 44 исчезнут с первого июня и 13 поездов отменят с первого октября. «149 поездов - периодических рейсов, не имеющих коммерческого потенциала, в том числе имеющих отрицательный финансовый результат, - в этом году назначены не будут»,- подтвердили в пресс-службе дороги. Также ряд поездов поменяет регулярность курсирования. В частности, с 15 марта будет изменена периодичность движения пассажирских поездов №603-604 Екатеринбург - Соликамск (с ежедневного до трех раз в неделю) и №343/344 Екатеринбург - Приобье (через день, вместо ежедневного курсирования). Реже станут ходить и поезда №142/141 Екатеринбург - Симферополь, №683/684 Екатеринбург - Соликамск и №610/609 Екатеринбург - Устье-Аха. Опять от меня сбежала последняя электричка Не легче обстоят дела и с пригородным сообщением. Здесь также есть убытки, которые не полностью покрываются из бюджета (только в данном случае идет разговор о бюджетах субъектов федерации). Для понимания, убытки пригородных пассажирских компаний, работающих на полигоне Свердловской железной дороги (ОАО «Свердловская пригородная компания» и ОАО «Пермская пригородная компания» - прим. ред.) по расчетам в 2013 году составят 1,9 млрд рублей, компенсация же не превысит 1,5 млрд рублей. Таким образом, непокрытый убыток составит - 340 млн рублей. Например, в зоне ответственности «СПК» в Свердловской области, непокрытый убыток составит 278 млн руб. В Тюменской области непокрытый убыток составит 31,5 млн рублей и так далее. Такие финансовые потери опять же приводят к сокращению маршрутов (необходимо понимать, что в случае с пригородными перевозками субъект федерации выступает их заказчиком и именно он определяет, какие маршруты нужны региону - прим. ред). Довести данную ситуацию до критической может решение федерального правительства о сокращении бюджетных субсидий пригородного железнодорожного транспорта на оплату инфраструктуры. Как утверждают эксперты, данная инициатива может поставить под угрозу само существование пригородного железнодорожного транспорта. В текущем году пригородные компании получат от правительства компенсацию расходов на инфраструктуру в размере 25 млрд рублей, а в 2014 эту сумму планируется сократить уже до 12,5 млрд рублей. В 2015 году сумма сократится до 6,25 млрд рублей, в 2016 планируется полная отмена компенсаций. «Сокращение и последующая отмена госсубсидий приведет к увеличению нагрузки на региональные бюджеты и банкротству пригородных пассажирских компаний. И это при том, что электричками пользуется каждый шестой россиянин»,- сообщили в пресс-службе железной дороги. Никому никаких поблажек Привычная ситуация может измениться и со льготами на проезд в электричках для учащихся. «С 2013 года в федеральном бюджете не предусмотрены субсидии на компенсацию части потерь в доходах от предоставления учащимися льгот по оплате проезда на железнодорожном транспорте в пригородном сообщении»,- рассказывают в СвЖД. Пока эту ситуацию решают постановления региональных властей, основанные на рекомендациях Владимира Путина принять необходимые решения по предоставлению в 2013 году школьникам и студентам, обучающимся по очной форме обучения, независимо от места их регистрации и обучения, 50% скидки на проезд на железнодорожном транспорте пригородного сообщения. Однако сколько региональные бюджеты смогут нести эту нагрузку - неизвестно. А в условиях, когда региональные власти руководствуются только рекомендациями, ситуация может резко поменяться. Свет в конце тоннеля Как бы угнетающе не выглядело нынешнее положение дел, всегда есть пути к решению ситуации. В данном случае основные решения могут быть приняты только на уровне федерации, но для того, чтобы они были приняты, нужна инициатива и на региональном уровне. Фактом является то, что если федерация продолжит текущую политику в отношении железнодорожных перевозок и сократит ряд существующих субсидий, это не только больно ударит по региональным бюджетам, но и может вылиться в массовый рост социальной напряженности. Как будут обстоять дела, предстоит увидеть уже в ближайшие год-два. Пока же свет в конце тоннеля выглядит очень блеклым.
Опубликовано по материалам ИА «Свердловское областное агентство политической информации».
|