ЕКАТЕРИНБУРГ. Фестиваль «Стенограффия» в шестой раз стартовал в Екатеринбурге. Первый этап прошел с 3 по 5 июля. В рамках мероприятия российские и зарубежные художники демонстрируют свое искусство на различных поверхностях города: жилых и нежилых домах, трансформаторных будках, заборах, водонапорной башне. Корреспондент АПИ побывал на нескольких площадках в день открытия мероприятия, первым пунктом стало здание на Гоголя, 1.
Итак, через 10 минут, в 15:40, на Гоголя, 1 начнется торжественное открытие первой легальной поверхности для уличного творчества в рамках фестиваля «Стенограффия - 2015». Этой поверхностью станет одна из стен дома. Подхожу к желтоватому, обшарпанному двухэтажному зданию. На нем современная черная табличка с серебристыми буквами: «Усадьба купца А.А. Волкова/ дом жилой с магазином/ вторая половина XIX века». Чуть поодаль на скамеечке сидят молодой человек со штативом и девушка. Никаких приготовлений к превращению стены в произведение искусства пока не наблюдается, художники еще не появились.
Обхожу вокруг дома несколько раз, убеждаюсь, что это то самое место. Когда заканчиваю круг, людей становится больше: журналисты, фотографы, ярко одетая молодежь, несколько человек с бейджами «Организатор» на шеях. Собравшиеся узнают друг у друга, почему мероприятие не начинается, представителей фестиваля спросить не удается - они исчезли из поля зрения. Открываю группу «Стенограффии» в «ВКонтакте» - оказывается, начало перенесли на 16:00.
Журналистов становится все больше. Рядом молодой человек разговаривает по телефону с одним из организаторов. Ему говорят, что художники уже выезжают.
В это время - на часах 15:55 - начинается ливень. Кто-то прячется под козырек подъезда, кто-то под дерево, а кто-то и вовсе уходит. Через 20 минут толпа окончательно рассасывается - журналисты спешат к другим объектам, устав дожидаться какого-то движения здесь. Молодой человек, разговаривавший с организаторами, - видеооператор и фотограф по имени Стас - предлагает подвезти до точки на Соликамской. Я соглашаюсь.
Возит Стаса по объектам волонтер Полина, тоненькая, улыбчивая блондинка. Полина преподает йогу и не первый год наблюдает за фестивалем «Стенограффия».
«Хочется чем-то быть полезной городу, поучаствовать в его облагораживании»,- говорит она.
До Соликамской мы едем долго, около часа. Дождь за это время прекращается, но на улице стремительно холодает.
Поднимаемся в горку по размытой ливнем тропинке. Наша цель - старая водонапорная башня. Минут через 10 мы, наконец, достигаем облупившихся голубых ворот. Минуя темный тамбур, попадаем на пропускной пункт, похоже сохранивший свой облик с советских времен. Вижу маленькую комнатку с деревянным окном - весь подоконник уставлен цветами; крашеную деревянную дверь; стены: до половины зеленая краска, а выше - побелка.
Две женщины, работницы Водоканала, поначалу не хотят нас пускать: разрешение есть только у Стаса. Но все же выдают мне и Полине одноразовые пропуска.
Подхожу к водонапорной башне. Около нее стоит только что подъехавший подъемный кран, специальная корзина для человека пугающе раскачивается, когда ее опускают. Пермский художник Александр Жунев, бородатый и весь в краске, и его помощник-волонтер Михаил как раз собираются начать переносить эскиз на башню и проверяют рации. Александр будет издалека, снизу, говорить Михаилу, где поставить точки, чтобы при их соединении получались прямые линии.
«Чтобы линия выглядела прямой снизу, она должна быть дугой, когда рисуешь»,- объясняет Александр.
Тут выясняется, что у одной рации сел аккумулятор. А быть на связи как-то по-другому художник и волонтер не могут, поэтому они решают перенести работу с разметкой будущего рисунка на следующий день. Сегодня Михаил продолжит закрашивать фон на башне, а Александр займется забором. По его задумке, ограждение и водонапорная башня представляют собой единую композицию.
«В основе - тема острова Пасхи. Из башни мы сделаем идола, а забор раскрасим под кладку камней с того же острова. Камни разной формы состыкованы так, что между ними нельзя даже волос просунуть. Откуда у древних цивилизаций были такие технологии? Вероятно, они были гораздо более развиты, чем мы. Тогда почему ученые не говорят, что до нас были более развитые цивилизации, чем наша? А, может быть, это даже были инопланетяне. В общем, смысл надписи «Зри в корень» в том, что своей головой надо думать»,- рассказывает художник о концепции своей работы.
Проходим через пропускной пункт и узнаем, что у работниц есть рации и они могут их одолжить. Через несколько минут Михаил и Александр начинают работу с разметкой изображения.
На этом этапе мы расстаемся с ребятами и едем дальше. На Стрелочников идет работа над единственным в рамках фестиваля изображением на деревянной поверхности. Остальные картины выполнены на кирпичных и бетонных поверхностях.
«Ряд отличий в работе с деревом, конечно же, есть. Дерево - достаточно «капризный» материал, сильно впитывающий краску. Я сразу был готов к тому, что нужно будет грунтовать несколько раз: в начале и в процессе работы, так что особых трудностей не испытал, желаемого результата добился»,- поясняет саратовский художник, автор картины Евгений Мулук.
Его картина называется «Новый сосед». Евгений участвует в «Стенограффии» первый раз.
Впереди нас ждало еще два фестивальных дня, за которые художники создали произведения уличного искусства в рамках тем «70 лет победы», «Движение воды на Земле», «Футбольный уголок», а также на свободную тему. Картины можно найти по адресам:
- Соликамская, 11 (водонапорная башня)
- Гоголя, 1
- Куйбышева, 40 Б
- Малышева, 4 Б
- Малышева, 15
- Куйбышева, 48
- 8 марта, 8 Г
- Стрелочников, 20
- Ленина, 69/10
- Московская / Радищева
- 8 марта, 127
- Антона Валека, 12
- Уральская, 60
- Ленина, 49 (двор)
- Малышева / Мамина-Сибиряка
- Ленина, 46/2
- Воеводина, 2
- Малышева, 31 Б
- Малышева, 31 Г
- 8 марта / Малышева
- Малышева, 90
- Белинского, 7
- Луначарского, 136
© Алена Абрамова, «АПИ»
Опубликовано по материалам ИА «Свердловское областное агентство политической информации».