Ученые: темная материя служит «клеем» для всех галактик Вселенной

22 сентября 2014 17:38

МОСКВА. Благодаря сверхдорогому прибору Alpha Magnetic Spectrometer (AMS), установленному за бортом Международной космической станции, ученые получили доказательства того, что темная материя служит своеобразным «клеем» для Вселенной. В частности, сдерживает все галактики вместе, заставляя их взаимодействовать друг с другом и становиться частью еще больших структур - галактических групп и кластеров, - передает «Независимый портал космонавтики».

Чтобы исследовать состав космических лучей на предмет концентрации в них антиматерии, в 2011 году по предложению нобелевского лауреата Семюэла Тинга к борту МКС был прикреплен прибор AMS (Alpha Magnetic Spectrometer), доставленный шаттлом Endeavour. Этот прибор способен сосчитать, сколько электронов приходит к нам из космоса на один позитрон в широком диапазоне энергий. Теоретические расчеты предсказывают, что если антиматерия рождается при столкновениях частиц обычной материи, то концентрация позитронов должна уменьшаться с ростом энергии частиц, а если это не так - нужно искать другой источник позитронов, пишет «Газета.ру».

Начиная с 2011 года, AMS проанализировал 41 млрд прилетевших из космоса частиц и выделил за это время лишь 10 млн позитронов и электронов с энергиями от 0,5 до 500 гигаэлектронвольт (ГэВ) - самый широкий разброс энергий, когда-либо промеренный для космических частиц.

Анализ показал превышение числа низкоэнергетичных позитронов над предельным теоретическим уровнем. При увеличении энергии число позитронов падает, однако при достижении 275 ГэВ их концентрация имеет не предсказанный ранее пик, а затем снова убывает.

Оказалось, что поток позитронов в космических лучах никак не связан с потоком их античастиц - электронов.

«Они вообще не имеют никакого отношения друг к другу. Это очень и очень странная вещь. Мы потратили уйму времени, проверяя это, и теперь нет сомнений, что это так», - заявил профессор Массачусетского технологического института, руководитель исследования Тинг. Это указывает на то, что позитроны и электроны приходят на Землю из разных источников, при этом источником позитронов, скорее всего, является именно загадочная темная материя.

«Новые данные AMS однозначно показали, что в Галактике есть новый источник позитронов. Темная материя существует. Мы пока не знаем, что это, но AMS имеет возможность пролить свет на ее свойства. Сейчас мы видим намек, и в наших силах сказать, является ли это правдой», - считает соавтор открытия, опубликованного в журнале Physical Review Letters, Паоло Зуккон.