ЕКАТЕРИНБУРГ. В Екатеринбургском музее изобразительных искусств после нескольких лет забвения из-за нехватки выставочных площадей вновь заработает постоянная экспозиция, посвященная советскому искусству 1940-1991-х годов. Посетители смогут увидеть более 70 произведений живописи и скульптуры, которые по хронологии и стилевым принципам разместятся в четырех залах, - сообщили АПИ в пресс-службе учреждения.
На экспозиции будут представлены и знакомые зрителям произведения, и те, что ранее не выставлялись, в том числе, из-за больших размеров. Так, крупноформатное полотно Аркадия Пластова «На пастбище. Стадо» 1938 года создания долгое время хранилось накатанным на вал, и в последний раз его могли созерцать 12 лет назад посетители выставки в Китае. Теперь оно уже натянуто на подрамник, одето в раму и заняло свое место на стенах музея.
Период, посвященный искусству 1940-х - начала 1960-х годов, распадается на несколько этапов. Во время Великой Отечественной войны одними из основных жанров живописи были портрет (А. Н. Яр-Кравченко «Портрет С. Д. Рыбальченко», 1943) и пейзаж (Б. Ф. Рыбченков «Московский пейзаж», 1943). Сразу по ее окончании художники начали создавать как трагические образы павших героев (И. Н. Нестеров «Зоя Космодемьянская», 1957), так и бодрые, жизнеутверждающие полотна, прославляющие победу (О. Д. Коровин «Урал фронту», 1947; Г. А. Мелентьев «Встреча героев», 1945-1947).
В обновленных залах ЕМИИ расширен раздел искусства 1956-1964 годов - периода «оттепели». Появились работы, отражающие частные дела и заботы людей, далекие от официальной идеологии и пафоса (А. А. Мыльников «Женский портрет», 1959; Э. Я. Выржиковский «На окраине», 1961). В портретах появились новые образы людей - лишенных функции винтика госмашины, в которых проявились индивидуальные черты и качества (Г. П. Гаев «Люся», 1962).
В следующем зале представлена живопись 1950-х годов, так называемого, «сурового стиля». Проявился он не только в стилистике, но и в характерах, и судьбах героев - волевых, самоотверженных «людей дела» - строителей, моряков, геологов (И. И. Симонов «Мои герои», 1964; Я. Я. Осис «Мы», 1964), окруженных суровой природой (Н. Г. Чесноков «Пеленгичи», 1963).
Третий зал посвящен искусству 1970-х - 1980-х годов, периоду, когда наступили разочарование и апатия. Так называемые «официальные» художники продолжали работать в традиционных формах достоверного жизнеописания (Н. К. Соломин. «Слова не сдержала», 1972-1980), но назревала и другая тенденция. Ее представители искали способы опосредованного истолкования своих впечатлений и опыта (Л. Ф. Решетникова «Праздник русской зимы в Тарусе», 1972; М. Г. Греку «Смотрящие ворота», 1979; С. Н. Базилев цикл «Источник», 1982; Г. С. Райшев «Пароход «Пономарев». На войну», 1973; К. В. Нечитайло «В воскресенье к нам пришли гости», 1969; Ю. Н. Филоненко «И каждый час уносит частицу бытия», 1982)
В последнем зале представлено искусство второй половины 1980-х годов, когда с началом перестройки были сняты все запреты на формальные и стилистические поиски и неофициальные художники впервые начали свободно выставляться наравне с официальными, а абстракционизм стал соседствовать с реализмом (Н. И. Нестерова «Переход», 1986; И. Л. Лубенников «Тамара! Подожди!» («Подъезд»), 1986; В. Н. Наседкин «Обнаженная IX», 1989; В. А. Кравцев «Простите нас, Андрей Дмитриевич», 1990; П. П. Ходаев «Мимолетность» 1989; Б. Б. Морковников «Без названия», 1988).
Опубликовано по материалам ИА «Свердловское областное агентство политической информации».