ЕКАТЕРИНБУРГ. Программа государственно-частного партнерства (ГЧП) при модернизации инфраструктуры водоочистных сооружений с каждым годом набирает все больше популярности - в первую очередь, по словам экспертов, благодаря возможности быстро и качественно обновить устаревшее системы и таким образом решить множество экологических проблем. Заинтересованы в таком взаимодействии и власти муниципалитетов, и инвесторы. Однако последние сталкиваются с проблемой непроработанной законодательной базы в сфере ГЧП, а значит, возможными рисками потери финансовых вложений. О том, как при помощи механизма ГЧП реализуются проекты в Свердловской области и обострении проблем из-за политики - в материале АПИ.
Государственно-частное партнерство представляет собой взаимодействие государства и бизнеса в решении общественно значимых проблем на взаимовыгодных условиях. При нехватке бюджета города или области на помощь приходит частный капитал, и тогда дела начинают продвигаться гораздо быстрее. Особенно актуальным это становится в экологической сфере, при решении проблем водоочистки. В частности, инвестиции привлекаются для скорейшего завершения необходимых работ и оптимизации расходов на эксплуатацию объектов по водоподготовке и очистке сточных вод.
«Частный инвестор может построить необходимые объекты, не дожидаясь, пока соответствующие средства будут накоплены за счет тарифов. Это означает, что для строительства объектов не нужно резко поднимать тарифы, а можно привлечь кредит и увеличивать тарифы постепенно, возвращая долг и проценты по нему. Точно так же, например, работает ипотечное кредитование - квартиру получаешь сейчас, а расплачиваешься за нее потом»,- рассказал корреспонденту АПИ исполнительный директор НП «ЖКХ Развитие» Алексей Макрушин.
В Свердловской области совсем недавно рабочая группа по реализации проектов в рамках ГЧП одобрила планы, представленные четырьмя муниципалитетами - Ирбитом, Первоуральском, Полевским и Ревдой. Так, из восьми одобренных проектов восемь представил Ирбит. Одним из наиболее масштабных стала реализация по схеме ГЧП очистных сооружений городской хозяйственно-бытовой канализации, строительство разводящих сетей водопровода и реконструкция подземного водозабора.
«Мы готовы создать все условия для реализации заявленных проектов, поскольку это объекты общегородского значения, которые давно отработали свой ресурс и находятся в аварийном состоянии. Разумеется, в наших интересах запустить их в работу как можно быстрее. При этом мы понимаем, что модернизировать инфраструктуру одновременно во всех городах Свердловской области за счет бюджета невозможно. Поэтому мы заинтересованы в привлечении стороннего финансирования и уже готовим все расчеты по срокам окупаемости и предоставлению гарантий в рамках своих полномочий»,- отметил глава Ирбита Геннадий Агафонов во время проведения круглого стола 9 июля на выставке «ИННОПРОМ-2014».
По словам пресс-секретаря Инжинирингового кластера инфраструктурных проектов Анны Ничковой, большинство глав городов заинтересованы во взаимодействии с частными инвесторами, потому что «ни своих бюджетов, ни областных бюджетов на многие проекты у них не хватает». Благодаря этому достигается оперативность в решении насущных проблем.
Однако не всегда отношения между правительством, муниципалитетами и инвесторами легко выстроить - зачастую проблемы возникают из-за отсутствия должной активности со стороны региональных властей.
«У нас слабый инвестиционный климат - чтобы к нам шли инвесторы, их надо правильно встречать, мотивировать, улучшать имидж региона. Нужно работать как с главами муниципалитетов, так и с руководителями профильных предприятий - по вопросу привлечения внебюджетных инвесторов. Целый регламент должен быть выработан. Сегодня есть вялые попытки запустить проекты на основе ГЧП, но они очень редки. В качестве хороших примеров можно привести Челябинскую область - водоканал города Миасса, по стране - Ростов. Вертикаль партнерства выстроена очень сложно»,- поясняет исполнительный директор екатеринбургского инновационного центра «Водоканал» Валерий Лоскутов.
При всей необходимости и пользе ГЧП его механизмы до сих пор не до конца проработаны на законодательном уровне. Идея создания федерального закона о государственно-частном партнерстве появилась еще в середине 2000-х годов, однако его первая редакция вышла лишь в июне 2012 года. Через четыре месяца появилась вторая версия, затем законопроект еще несколько раз видоизменялся и пересматривался. Принят он до сих пор не был.
«Проблемой непроработанного законодательства в сфере ГЧП является то, что частные инвестиции должны каким-то образом возвращаться - должны быть понятные сроки и система выплат. У нас же в настоящее время сложно просчитать и дать людям, готовым инвестировать в проект, какие-либо гарантии»,- рассказала Анна Ничкова.
По словам Алексея Макрушина, из-за того что коммунальные объекты нельзя «взять и унести с собой», они не могут быть ликвидным залогом при выдаче кредита.
«Выручка от их использования определяется государством - и, если регулирующие органы регулярно пересматривают правила, по которым устанавливаются тарифы, инвестор рискует не получить свои вложения обратно. Поэтому основные направления, в которых в настоящее время работает правительство - переход к долгосрочным тарифам (гарантия, что соответствующие платежи на возврат инвестиций будут включены в тариф) и заключение концессионных соглашений, очень четко прописывающих взаимные обязательства и инвестора, и регулирующих органов»,- прокомментировал исполнительный директор НП «ЖКХ Развитие».
Кроме того, в настоящее время, по признанию Валерия Лоскутова, напряженная политическая ситуация в стране в связи с обострением конфликта на Украине, сказывается и на экономическом фоне.
«Если раньше было сложно работать с инвесторами, сегодня еще усугубляется это - если мы начинали диалог, и он шел достаточно позитивно, сегодня, из-за ситуации на Украине, многие отказываются от запланированных шагов»,- поделился Валерий Лоскутов.
Можно заключить, что потенциальным инвесторам в настоящее время приходится нелегко - и из-за экономической ситуации, и из-за отсутствия большой заинтересованности со стороны региональных властей, и, конечно, из-за законодательной базы. Остается надеяться, что в ближайшее время хотя бы последний из этих вопросов будет решен.
Опубликовано по материалам ИА «Свердловское областное агентство политической информации».