Регионы: Свердловская областьЧелябинская областьТюменская областьПермский край
Свердловская областьЧелябинская область

Политическая реформа Мишарина глазами политологов, парламентариев и депутатов гордумы

24 апреля 2012 11:55
ЕКАТЕРИНБУРГ. Средний Урал переживает новый этап политических реформ. Накануне днем Александр Мишарин подписал указ о реструктуризации областного правительства, который содержит значительные изменения в структуре региональной власти.

Как сообщало АПИ, теперь министерство экономики присоединяется к министерству инвестиций и развития. Вместе они образуют новый орган – Министерство экономики и территориального развития Свердловской области. Также объединятся Минстрой и Министерство транспорта и дорожного хозяйства. На их базе губернатор создаст Министерство строительства, развития инфраструктуры и транспорта. Министерство по управлению госимуществом будет ликвидировано, вместо него создадут департамент имущественных и земельных отношений. Министерство торговли, питания и услуг будет преобразовано в Департамент торговли, питания и услуг.

Кто сформирует новый кабинет министров пока не понятно. Более того, и сама реструктуризация оставляет много вопросов. Почему спешит Мишарин, формируя новую команду, до того как определится состав федерального правительства? Станет ли работа обновленного правительства эффективней или от перемены мест слагаемых сумма не изменится? Ответы на эти и другие вопросы читайте в материале АПИ.

ОТКУДА НОГИ РАСТУТ?

Один из вопросов, который интересен в свете последних изменений, откуда пошла данная политическая реформа. Кто предложил подобную структуру региональных властей и кому она выгодна? И здесь как всегда мнения экспертов делятся на две кардинально противоположных точки зрения.

Нейтральные и лояльные к «Белому дому» политологи считают, что реструктуризация – естественное продолжение затеянной губернатором политической реформы.

Так, Анатолий Гагарин считает, что у губернатора было несколько причин для данной реструктуризации. Первая – неэффективная работа предыдущей структуры на новом этапе развития области. Вторая причина, по мнению политолога – необходимость более грамотной интеграции регионального правительства в общую структуру власти страны.

Политолог Константин Устиловский также считает, что реструктуризация уже давно была запланирована Мишариным. «Реформа была заявлена, она выполняется. Первым этапом стали недавние назначения, в т.ч. председателя правительства, это второй этап», — говорит он.

Оппозиционеры же придерживаются кардинально другого мнения. В частности, депутат гордумы Леонид Волков полагает, что реформа – затея вышестоящей власти.

«Людей Мишарина в регионе почти не осталось, проведение этой реорганизации явно не его затея, а откуда-то сверху, — говорит депутат. — В регионе вообще сейчас внешнее управление, степень полномочий Мишарина определить трудно, но она явно минимальна. Его двухлетний карт-бланш, с которым он приехал в 2009 году, истек. Скорее всего, сейчас у него лишь право совещательного голоса».

Депутат ЗакСо, коммунист Андрей Альшевских и вовсе на 99% уверен, что правительство перестраивают под нового губернатора. «Не зря в течение короткого времени властные круги покинули его соратники, близкие люди – Анатолий Гредин и Вячеслав Лашманкин», — отмечает Альшевских.

Альшевских считает, что отставки Александра Мишарина осталось ждать совсем недолго, а его преемник, угодный федеральной власти, появится в Свердловской области в течение двух недель после инаугурации Президента.

«А ВЫ, ДРУЗЬЯ, КАК НИ САДИТЕСЬ…»

Самый, пожалуй, важный вопрос – насколько эффективной окажется исполнительная власть в новой «упаковке». И что реформа принесет области?

Часть опрошенных экспертов настроена к введенным губернатором новшествам позитивно. Так, политолог Анатолий Гагарин уверен, что данная схема поспособствует более грамотной интеграции регионального правительства в общую структуру власти страны. Как отмечает г-н Гагарин, презентованная губернатором схема изменений также позволит четко выстроить систему взаимоотношений внутри самого регионального правительства. «Данная схема, когда есть вице-премьер, который курирует определенные направления, синонимична с федеральной системой организации власти. Ступенью ниже стоят министры, которые работают по профильным проектам. Еще ниже находятся департаменты, которые выполняют поставленные задачи. И так далее», — рассказывает Анатолий Гагарин.

Сходное мнение высказывает Устиловский. Он полагает, что реорганизация оптимизирует исполнительные органы власти, сделает их более компактными. Кроме того, круг обязанностей министерств и департаментов станет оптимальным: например министерство социальной политики будет иметь более широкий спектр действия, нежели министерство социальной защиты, которое было до этого.

Другие эксперты настроены явно скептически. Среди них – политолог Константин Киселев. «Я считаю, что это пиар. Демонстрация того, что, якобы, происходят изменения, — заявил АПИ политолог.

Также он назвал реорганизацию «способом мягкой замены министров». Хотя некоторых из них, по словам Киселева, следовало бы отдать под суд.

Депутат-коммунист ЗакСо Андрей Альшевских также сомневается в целесообразности реструктуризации правительства. Так, например, он считает, что упразднение МУГИСО – не выход из ситуации с проблемным министерством. Напомним, на последнем заседании ЗакСо 19 апреля парламентарии в третий раз отклонили предлагаемые МУГИСО программу по управлению госсобственностью, рассчитанную на 2012-2014 годы. А в феврале этого года депутаты и вовсе пытались отправить в отставку главу министерства Виталия Недельского.

«Не нужно было ликвидировать МУГИСО, — считает Альшевских. – Надо было ответить на вопрос – тот ли человек занимает пост главы министерства. А вообще, это министерство нуждалось, скорее, в укрупнении. МУГИСО ведь искало источники областного дохода, регион жил, в основном, за счет его деятельности».

Парламентарий считает, что по-настоящему достойным участи превращения в департамент при одном из органов исполнительной власти является министерство информационных технологий.

«За два с лишним года своего существования орган не сделал ничего, достойного внимания», — считает Альшевских.

Не уверен депутат и в правильности укрупнения других органов. Так, по мнению Альшевских, если Минэкономики и нужно было слить с иным ведомством, то уж не с вотчиной Максимова, а с Министерством финансов.

«Тогда бы эти два органа не перекладывали друг на друга бюджетные неувязки - все денежные должен был бы решать один орган», — полагает депутат.

СВОБОДНОЕ КРЕСЛО

Эффективность работы нового правительства и успешность реформы, в том числе, будет зависеть и от тех людей, которые возглавят вновь сформированные органы власти. Пока все эксперты подходят к прогнозам осторожно. Однако уже выявляются первые «любимчики» и «изгнанники».

По мнению Анатолия Гагарина, в новую структуру могут не вписаться многие представители областного правительства, в частности Михаил Максимов, глава Министерства Инвестиций Свердловской области, или глава расформированного теперь МУГИСО Виталий Недельский. С ним солидарен Андрей Альшевских, однако в список министров, недостойных своих кресел, он добавляет еще и министра экономики Евгения Софрыгина.

«На ответственные посты должны прийти люди, которые умеют и хотят работать, а не заниматься самопиаром», — заявил АПИ парламентарий.

Кроме того, по словам Альшевских, вопросы у депутатского корпуса вызывает работа бывшего министра сельского хозяйства Ильи Бондарева и министра промышленности Александра Петрова. Депутат полагает, что за время их нахождения в должности, никаких особых достижений в подведомственных минпрому и минсельхозу областях не наблюдалось.

Тут следует заметить – уже теперь известно, что надеждам Альшевских суждено оправдаться лишь отчасти – указом губернатора Петров и Бондарев назначены вице-премьерами не будут возглавлять министерства и выступят кураторами отраслей.

Депутат ЗакСо, «эсер» Георгий Перский отказался комментировать кандидатуры потенциальных министров, однако, заметил, что при выборе людей на министерские кресла губернатору следует обратить внимание на народных избранников.

«В областном парламенте есть опытные люди, способные возглавить органы исполнительной власти, — пояснил Перский. — Так, среди достойных, я считаю Елена Чечунова, Нафик Фамиев, бывшие спикер облдумы Николай Воронин и председатель комитета по промышленной политике Владимир Машков».

Напоследок отметим, что более четкие итоги реструктуризации можно будет подвести только к концу недели, когда завершится волна назначений. Это не касается только трех чиновников, чье назначение происходит после согласования с Законодательным собранием – министров социальной политики и финансов, а также главы департамента имущественных и земельных отношений – бывшего МУГИСО. Однако, уже сейчас понятно, что если в правительстве останутся те же самые кадры, то глобальных изменений ждать не стоит, независимо от сменившихся названий и количества министерств.



© Александра Газизова, АПИ

фото с сайта club-rf.ru

Опубликовано по материалам ИА «Свердловское областное агентство политической информации».




 
Четверг, 28 марта 2024
 

Читайте также