После того как депутат Екатеринбургской гордумы Леонид Волков опубликовал в своем ЖЖ информацию о переговорах с представившейся ему советником губернатора Лилией Долгановой и предложении, поступившем ему стать вице-мэром в обмен на лояльность политике администрации главы региона, в воздухе повис вопрос: «Ведут ли представители администрации губернатора закулисные переговоры, читай скупку голосов, с другими депутатами городского парламента?».
Задавшись этим вопросом, корреспонденты информагентства АПИ провели блиц-опрос среди тех парламентариев, до которых удалось дозвониться. Результаты не сенсационны, но проявляют определенные тенденции в умонастроениях политического истеблишмента уральской столицы и заставляют задуматься.
На вопрос о том, велись ли подобные переговоры лично с ними и слышали ли они о случаях с другими избранниками, многие депутаты отвечали резко отрицательно.
Евгений Порунов: «Со мной разговора вообще никаких не было. И с кем бы еще велись такие переговоры, я не знаю».
Елена Дерягина: «Никто со мной подобных переговоров не вел, и я не слышала, чтобы они велись с какими-то другими депутатами».
Андрей Бура: «Я о ситуации с «подкупом» депутатов не знаю. При этом я не уверен, что к Волкову кто-то подходил. И в принципе я в такие переговоры не вступаю».
Дмитрий Сергин: «Я был в отпуске, но такого не было. Многие знали, что я был в отпуске и пока меня никто не беспокоил».
Юрий Дозорец: «Я о подобных переговорах не слышал и на меня никто не выходил…».
Кто-то признавал о том, что такие переговоры, возможно, имеют место быть.
Константин Савинов: «Не исключаю того, что ведутся какие-то переговоры. Но подозреваю, что на всех депутатов должностей вице-мэров и вице-спикеров не хватит, а решение о принятии поправок в устав и внедрении института Сити-менеджеров надо принимать квалифицированным большинством 24 депутата».
Евгений Касимов (пять лет назад этот депутат сам предлагал внедрить в городе институт Сити-менеджмента): «Я предполагаю, что такие переговоры ведутся, но конкретного я ничего не слышал, чтобы кроме Волкова кто-то кому-то что-то предлагал… Я сам не прячусь ни от кого и готов разговаривать».
Несколько депутатов, и это самое интересное, отказались вообще говорить на эту тему:
Николай Лантух: «Я не хочу это все комментировать. Выходил ли на меня или не выходил это не имеет значения. Живых журналов я не веду, и общественности я ничего не хочу сказать. Еще раз повторяю — комментировать эту ситуацию не хочу».
Игорь Плаксин: «Я комментариев по телефону не даю… Есть закон о всех этих вопросах, в соответствии с законом я согласен (общаться с прессой – прим. АПИ). Если лично пообщаться, то звоните в приемную и договаривайтесь».
Городенкер Владимир Борисович: «Я не могу вам дать информацию относительно того выходил на меня кто-то или нет с подобными предложениям».
Возможно, что переговоров с другими депутатами не вели (либо еще не успели провести), но отказ что-либо говорить на эту тему зарождает определенные подозрения.
На другой вопрос — о том, как депутаты относятся к подобным методам переговоров — многие пытались ответить абсолютно нейтрально.
Евгений Порунов: «Что касается оценки произошедшего – то это полная профнепригодность госпожи Долгановой. Я не знаю, были поручения или нет из администрации губернатора. Может быть, она уже с позавчерашнего дня не работает в администрации».
Елена Дерягина: «Я не хочу оценивать данную работу губернатора и его администрации. Со мной никто не разговаривал, никто не шантажировал, не подкупал. Если бы со мной кто-то вел подобные переговоры — я человек убежденный и против города и совести я не пойду».
Дмитрий Сергин: «Если бы подобные переговоры со мной пытались проводить, я бы рассматривал предложения с точки зрения интересов действующей команды главы города».
Юрий Дозорец: «В думе сегодня 33 депутата и 33 вице-мэра не может быть».
Действительно, открыто выступать сейчас с критикой администрации губернатора и лично Александра Мишарина сейчас вряд ли кто-то решится. Во-первых, как сказал Евгений Порунов — Лилия Долганова уже может несколько дней не работать в администрации губернатора. То есть, ни у кого нет никаких прямых доказательств обличающих региональные власти. А, кроме того, обсуждаемый переход Аркадия Чернецкого в Совфед ставит под вопрос среднесрочные перспективы существующей нынче команды и сейчас любым лишним словом можно сгубить свою карьеру.
Собственно это же явно влияет и на высказывания депутатов относительно перспектив института Сити-менеджмента для Екатеринбурга.
Кто-то резко против.
Андрей Бура: «Что касается внедрения в Екатеринбурге института сити-менеджеров мое отношение отрицательное».
Владимир Городенкер: «Сам институт Сити-менеджеров — считаю, что это будет абсолютно не эффективно для Екатеринбурга. Мне эта позиция не нравится, буду голосовать против».
Юрий Дозорец, хоть и знает о внесенных поправках, однако их не читал и комментировать не может. Зато несколько депутатов готовы согласиться на внедрение этого института. Но явно не в редакции Яна Габинского.
Константин Савинов: «Мое отношение к поправкам и внедрению Сити-менеджера – это не лишено здравого смысла. Это попадает под общепринятую хартию местного самоуправления, под общероссийский тренд развития власти. При этом выборный глава города должен быть личностью. Аркадий Михайлович —личность. Но сейчас я не вижу такого человека, который способен также высоко поднять планку управления городом. Может быть, позже такой человек придет и скажет, что это он. Главный плюс Сити-менеджера — он как человек, который не справился с поставленной задачей, очень легко отзывается. Это типичная корпоративная схема управления. Есть задача отремонтировать дороги. Сити-менеджер говорит: «Я их отремонтирую за год». Не справился, его отзывают и ставят другого. При отсутствии яркой личности Сити-менеджр может быть. При этом я не думаю, что мы успеем проголосовать на думе за поправки Яна Габинского. Документ должен быть рассмотрен на профильной комиссии, проведена его юридическая и антикоррупционная экспертиза».
Евгений Касимов: «Вопрос внедрения Сити-менеджера должен всесторонне обсуждаться. Должна быть создана рабочая комиссия из депутатов и экспертов. Рабочая группа проанализировала бы опыт других городов и на основании этого при получении юридических консультаций как гордумы. Так и администрации города этот вопрос можно было бы считать осмысленным и вносить его на думу. Я не думаю, что 22 числа этот вопрос будет вынесен на заседание думы. Он абсолютно сырой и не прошел публичных слушаний и даже в комиссию не был заявлен. Я думаю, что это скорее «пробный шар», попытка предложить такую модель, которая бы стала предметом широкого обсуждения. Причем должен учитываться опыт других городов, который насколько я знаю, не всегда успешен. Надо понимать — готов ли наш большой динамично развивающийся город к такой модели. Или она более применима к средним городам. И, кроме того, надо четко понимать, а кто конкретно мог бы занимать тот или иной пост. К какой модели управления городом склоняюсь лично я — сказать не могу. Когда я 5 лет назад предлагал внедрить институт Сити-менеджера — тогда это было в новинку. Пять лет назад этот вопрос не прошел — его практически не обсуждали. За пять лет уже много информации по этой модели накопилось и ее надо изучить».
Проведенный нашим агентством блиц-опрос не вскрыл, конечно, мнение всех представителей депутатского корпуса — такая задача и не ставилась. Но позволил, повторимся, проследить несколько тенденций.
© АПИ