Регионы: Свердловская областьЧелябинская областьТюменская областьПермский край
Свердловская областьЧелябинская область

Аркадий Чернецкий. «Человеческий» портрет

29 февраля 2008 17:07

Бесспорным фаворитом нынешней избирательной кампании по выборам главы Екатеринбурга является действующий мэр Аркадий Михайлович Чернецкий. Несмотря на то что он руководит городом более 16 лет, мало кто из жителей уральской столицы знает как живет градоначальник, о чем думает и мечтает.

Информационное агентство АПИ предлагает читателям познакомиться с Аркадием Михайловичем поближе на основе той беседы, которую провел мэр с журналистами в неформальной обстановке.

Самое дорогое

«Наиболее дорогое для меня звание — почетный гражданин города,— отметил Аркадий Михайлович.— Потому что это самое главное звание. Я считаю, что это выше, чем даже государственные награды».

На страже Екатеринбурга

«Когда я стал главой города, в 1992 году, мне в первую очередь пришлось защищать закон,— поделился воспоминаниями Аркадий Михайлович.— Самое знаковое событие того года — захват «афганцами» домов на улице Таганской. По-человечески это было понятное действо, но с точки зрения закона, оно было полностью беззаконным. Лидеры движения, большинства из которых уже нет в живых, просто спекулировали на настроениях ветеранов Афганистана. Они спекулировали на том, что государство не давало внятный ответ на животрепещущие вопросы. «Афганцы» тогда были в подвешенном состоянии: до государства они свои вопросы донести не могли, поэтому решили здесь, на местном уровне, отыграться… Мы потом на эту тему говорили, в том числе, с лидерами афганцев уже более поздних времен. Все, конечно, понимают, что это была большая глупость. Кстати, сказать, учитывая специфику тех времен, превратное понимание, что такое демократия, образца 1992 года. Все бы закончилось гораздо быстрее, гораздо спокойнее и с гораздо меньшими неприятностями для большинства «афганцев», если бы в ситуацию не вмешивались определенные силы, которые пытались срубить политические дивиденды на этом конфликте».

Мыслить стратегически

«Вообще система стратегического планирования в мировой практике широко известна,— отметил Аркадий Михайлович,— Поэтому мы, прежде чем начинать заниматься стратегическим планированием, серьезно изучили опыт тех стран и тех городов, которые в этом преуспели. Одним из таких городов был английский Бирмингем. Местное сообщество, благодаря собственной инициативе, смогло сделать план, который стал неким руководством к действию. Однако возможности у Бирмингема и у Екатеринбурга по реализации задуманного были разные. В частности, основную часть проблем с точки зрения привлечения финансовых ресурсов для реализации своих планов англичане нашли через европейские фонды. У нас к европейским фондам прямого пути не было. Поэтому нам пришлось искать совершенно иные механизмы для того, чтобы добывать деньги. Как подход, опыт Бирмингема для нас был весьма полезен. Из других городов, чей опыт мы рассматривали, были французский Лион и ряд территорий Италии и Германии.

Стратегический план Екатеринбурга — уникальный документ, в котором впервые в России слово «план» не читалось в социалистическом контексте. Мы практически полностью ушли от цифр или употребляли цифры там, где необходимо было обозначить уровень, который нужно достичь. Я никогда не говорил, что для меня принципиально важно, сколько к 2015 году будет построено гостиниц в Екатеринбурге. В плане стоит 65. Никакой трагедии не случится, если мы построим 63, или 67, или 70, или 55. Для нас принципиально важно было в этом плане сформировать тенденцию. То есть мы должны найти и отработать механизмы, при которых будет выгодно строить гостиницы. В результате, спустя пять лет, после того, как был принят Стратегический план, в городе ежегодно сдается по 10-12 гостиниц.

Несколько недель назад в Екатеринбург приезжал мэр Новосибирска Владимир Городецкий. Это, в общем-то город, с которым у нас негласная самая серьезная конкуренция. Так вот Городецкий мне сказал, что он просто одурел от того, как мы решаем вопросы с гостиницами. Для него это был шок. В Новосибирске не могут найти подход для того, чтобы решить вопрос с гостиницами.

Что нравится, а что нет.

«Мне нравится в первую очередь то, что мы имеем возможность влиять на процессы, которые обеспечивают улучшение жизни людей,— считает Аркадий Михайлович.— Это самый главный вопрос. Мне нравится, что наши результаты не носят схоластический характер. Это не вывернутая статистика для того, чтобы кому-либо глаза замазать. Если мы увеличили в три раза количество вводимого жилья за восемь лет, то этот так и есть».

Смена работы

«За все время работы главой города у меня ни разу не возникало желания уйти с поста мэра,— говорит Аркадий Михайлович.— На пенсию мне еще рано… Вообще сложно бросать то дело, которое получается. Такое дело и не надоедает».

Мэр — это политик?

«Изначально, когда я шел работать в мэры, я шел заниматься хозяйственной деятельностью,— отмечает Аркадий Михайлович.— Я по сути дела, директор, менеджер. Для меня политика — инструмент достижения реальных экономических результатов. Поэтому, если экономические задачи достигаются без применения каких-либо серьезных политических рычагов, то для меня это упрощение задачи. Для меня хороший менеджер, честно говоря, фигура гораздо более полезная, чем хороший политик».

Взгляд из прошлого

«Все что я делаю, я делаю искренне и правильно, по крайней мере, с целью получить положительный результат,— поделился Аркадий Михайлович.— Вот это греет душу. Иногда не все это понимают и оценивают. Я в своих действиях всегда руководствуюсь позитивом.

Совершенно искренне скажу, что стыдно ни за одно принятое решение мне не было. В некоторые решения жизнь внесла некоторые коррективы. И результат получился не такой, как мы хотели. Такие решения есть. Стратегически провальных решений не было».

Опыт помогает…

«Мне кажется, что с годами управлять городом проще,— говорит Аркадий Михайлович.— Прежде всего, за счет опыта. Город — огромная система. Для того чтобы проще принимать управленческие решения, сначала должна быть сформирована некая база данных, для того, чтобы ты владел этими проблемами. Этих проблем настолько много, что много времени требуется только для того, чтобы окунуться. Пример Путина в этом отношении очень характерен.

Хозяин не только в городе

«В моей семье, глава, наверное, все-таки я,— говорит Аркадий Михайлович.— В нашей семье все соглашения неподписанные, но очень четко соблюдаются. Есть вещи, на которые я даже не претендую. Лариса (супруга,— прим. АПИ) занимается определенными вещами, и пусть занимается. Есть вещи, предположим, которыми бабушки занимаются. Несмотря на то что теще 87 лет, она знает, что по дому она должна сделать то-то, то-то. Ей хоть на аркане оттаскивай, она будет это делать.

Я вообще в домашнем хозяйстве ни на что не претендую, но я могу сделать любую работу по дому».

Друзья человека

«Из домашних животных у меня есть кошка и собака,— отмечает Аркадий Михайлович.— Кошка все время спит на моих вещах. Кошка живет дома, а собака — на улице (она ни разу дома не была). Они друг друга не знают».

Делу время…

«Отдыхаю, как все люди,— говорит Аркадий Михайлович.— Могу сыграть в бильярд, сходить в баню, на снегоходе покататься. С Ларисой и с друзьями мы можем сходить вечером в ресторан. У меня нет каких-либо серьезных ограничителей в этом вопросе. Мне не нужно, чтобы ресторан, в который я пойду, закрыли на спецобслуживание, или чтобы охрана бегала. Я могу приехать, никого не предупредив. Ну, столик, я думаю, мне найдут».

Самый лучший вечер — вечер в компании друзей,— поделился Аркадий Михайлович.— Когда какое-то время не видимся, а потом встречаемся, то есть чем поделиться, о чем рассказать. Иногда хочется поспать, иногда хочется сесть и сыграть в преферанс».

© Алексей Редин, АПИ





 
Среда, 30 апреля 2025
 

Читайте также