ЕКАТЕРИНБУРГ. 8 ноября. Конфликты на этнической почве, которые в данный момент разгорелись в Западной Европе,— это логическое продолжение той социальной политики, которую проводили западноевропейские государства по отношению к мигрантам из бывших стран-колоний,— сообщил АПИ политолог Сергей Мошкин.
Отметим, что накануне председатель комитета по международным делам Совета Федераций РФ Михаил Маргелов призвал ужесточить исполнение миграционного законодательства на территории России и обеспечить условия для интеграции трудовых мигрантов. Иначе, по мнению Михаила Маргелова, России не избежать повторения конфликтов на этнической почве, подобных тем, что развиваются в Западной Европе. «Теоретически, толпа может выйти из-под своих вожаков и у нас»,— считает Михаил Маргелов.
По словам Сергея Мошкина, в Западной Европе свои характерные особенности миграционных процессов, которые значительно отличаются от российских. Во Франции, Германии, Бельгии и особенно в Голландии давно сформировалась идея «платы за свое имперское прошлое», и европейцы приняли ряд льгот и социальных гарантий для уроженцев своих бывших колоний.
Воплощение проекта «социальной справедливости» происходило в прошлом веке, когда европейская экономика находилась на подъеме и могла себе позволить финансировать столь масштабные социальные проекты. Однако на данный момент экономика в Западной Европе переживает спад, и в первую очередь относительное экономическое неблагополучие отразилось на мигрантах-льготополучателях. Однако за два-три поколения мигранты и их потомки привыкли к «льготной жизни» и их сегодняшнее недовольство вполне объяснимо, считает Сергей Мошкин.
Кроме того, когда миграционные волны прибывали в Западную Европу, власти решили обеспечить для переселенцев максимально комфортную и поэтапную систему адаптации. В связи с этим, мигрантов не рассеяли среди коренного населения, а выделили места компактного проживания.
Интеграции, как таковой не произошло — приезжие стали жить по своим традиционным законам, отказывались участвовать в жизни гражданского общества и стали вести паразитический образ жизни, благодаря льготам и социальным гарантиям. Поэтому сейчас в крупных европейских городах соседствуют практически разные субкультуры. Причем зачастую устремления и образ жизни представителей этих субкультур не имеют точек соприкосновения.
В России, и в частности на Среднем Урале, сложилась другая ситуация. Здесь потенциальные этноконфликты, если для этого сформируются предпосылки, будут иметь другие причины и другой характер. Во-первых, в России нет столь притягательной программы социальных гарантий и специальных проектов по организации мест компактного проживания переселенцев из других государств. В связи с этим интеграционные процессы происходят более интенсивно, нежели в Западной Европе.
Кроме того, в отличие, например, от Франции, куда мигрировали религиозно и этнически родственные арабские переселенцы, в Россию едут представители множества национальностей из стран бывшего Советского Союза и Юго-Восточной Азии. Так, на Дальнем Востоке это в основном китайцы, корейцы и вьетнамцы. В Западной и Центральной Сибири, на Урале и в Поволжье — представители среднеазиатских республик (таджики, узбеки и киргизы). В центральной части России — мигранты из Средней Азии плюс украинцы, молдаване и белорусы.
Также важным отличием миграционных процессов в России является их сезонность — приезжие лишь по нескольку месяцев работают в России, а потом с деньгами возвращаются на родину. Зачастую для заработков они выбирают крупные промышленные города с развитой инфраструктурой, такие как Екатеринбург, где всегда можно найти низкоквалифицированную работу, которую не хотят выполнять местные жители.
В связи с этим в Уральском регионе, по мнению политолога, не стоит опасаться повторения европейских событий, однако, действительно, в России необходимо менять миграционное законодательство. В данный момент в страну едут неквалифицированные сезонники, а в производстве необходимы хорошие специалисты среднетехнического звена, считает Сергей Мошкин.
«Необходимо по примеру Австралии и Канады вводить нормальные миграционные законы и ограничения на въезд в страну. Например, должны приветствоваться знание языка, отсутствие криминального прошлого, диплом, необходимая нашему государству квалификация. По прошествии определенного времени, если этот человек проявил себя лояльным членом общества, нужно дать ему и гражданство. В этом случае решается проблема интеграции, так как для успешной реализации в конкретном обществе человек должен в него войти»,— резюмировал политолог.