Регионы: Свердловская областьЧелябинская областьТюменская областьПермский край
Свердловская областьЧелябинская область

В чем Россия впереди планеты всей, а что мы безвозвратно потеряли — откровения российских ученых

15 сентября 2010 16:01
ЕКАТЕРИНБУРГ. «В чем Россия впереди планеты всей, а что мы безвозвратно потеряли», — такой стала тема неформальной встречи журналистов Екатеринбурга с видными российскими учеными.
Начавшийся больше 20 лет назад «отток мозгов за границу» и не думает прекращаться — по самым скромным подсчетам, только после распада СССР, страну покинули до 200 тысяч молодых (и не очень) ученых. Сегодня докторам наук и профессорам страшен не только исход молодых кадров, но и безвозвратная утрата лидерства в отдельных сферах науки.
«За последние годы мы оказались, в буквальном смысле слова, выдавлены с рынка полупроводниковых материалов. Раньше СССР не было равных в микроэлектронике и оптоэлектронике, мы строили современнейшие аппараты, которые могли дать фору любому импортному аналогу. Сейчас у нас есть хорошие идеи и теоретические наработки, но вернуться на производственный рынок мы вряд ли когда-нибудь сумеем», — говорит председатель Московской территориальной организации профсоюза РАН Виктор Калинушкин.
«Во времена Советского Союза технология обработки кремния — основы для создания чипов и процессоров — была всего у четырех государств: Германии, Японии, США и СССР. При этом весь мировой кремниевый рынок был представлен семью добывающими и перерабатывающими предприятиями, от условий которых зависел и средневзвешенный рыночный объем, и средняя цена. Сегодня технология принадлежит трем странам, только СССР среди них нет, хотя совсем скоро прибавится Китай», — продолжает речь коллеги председатель территориальной организации профсоюза Уральского отделения РАН Анатолий Дерягин. «А может быть и так, что производители кремния, увидев нашу разработку, запретят использовать материал в конкретной модели процессора, и ничего не поделаешь. Так что, увидеть отечественный чип мы еще можем, но чип, построенный из российских комплектующих — никогда», — подключился к обсуждению председатель совета профсоюза РАН Сергей Вдовин.
Несмотря на активнейшее обсуждение наноматериалов, нанотехнологий и всего, что связано с наночастицами, большинство ученых с трудом понимают, что вообще стоит за этими самыми нанотехнологиями. Большинство сходятся во мнении, что нано- это не более чем тренд (расплодившиеся автомобильные наномойки и нанокраски это подтверждают), и сейчас под это можно подвести все, что угодно. «Не так давно я присутствовал на экспертном совете по вопросам нанотехнологий, где девушка из Центральной России представила собственную разработку — нанобетон. Исходя из ее выкладок следовало, что он будет намного лучше и прочнее существующих марок. Это хорошо, если бы не одно но: я начал заниматься наночастицами больше 20 лет назад, когда увлечения ими еще не существовало. И, несмотря на то, что я хорошо разбираюсь в специфике и применяемости, я из речи девушки особо ничего не понял. Я к тому, что у нас, у ученых, еще не выработан понятийный аппарат относительно «нано-всего», а на это уже выделяются миллиарды рублей», — продолжил господин Вдовин.
Досталось и пресловутой системе ГлоНАСС, на которую сегодня выделяются колоссальные средства, и которой уже пару лет пугают импортеров автомобилей. Мало кто знает, что все чипы и приемники спутникового сигнала производятся за рубежом — в России попросту нет промышленных возможностей. «У нас есть разработки, которые позволяют позиционировать предмет в несколько раз (даже до десяти раз) лучше, чем это делают импортные устройства. Но это, опять же, никому не надо, и страна, говоря о ГлоНАСС, покупает оборудование за рубежом», — продолжает Виктор Калинушкин.
И, как и ожидалось, несколько минут общения были отведены инновационному центру в Сколково. Ученые не понимают, зачем создавать наукоград под Москвой, когда там есть и Зеленоград, и Пущино, и еще десяток закрытых научных городков. Если нам говорят (властные круги, — прим. АПИ) о том, что Сколково станет не теоретическим, а прикладным кластером, — говорят они, — то пусть подумают, о каком прикладном характере может идти речь, и откуда возьмутся специалисты для Сколково. «Мы не против этого кластера, если он будет служить стране, людям. Но сугубо теоретический наукоград в Новосибирске, занимаясь интеллектуальными изысканиями, открыл крупные месторождения нефти и газа, провел колоссальную работу по поиску полезных ископаемых. А чем будет заниматься Сколково, мы, увы, не знаем», — председатель межрегиональной организации профсоюзов Сибирского отделения РАН Анатолий Попков.
Но наибольшей ошибкой властей присутствовавшие ученые назвали попытку «купить» за границей специалистов для работы в России. «Нанятый специалист никогда не будет служить стране, в которой он не родился и не вырос», — подчеркнули спикеры.




 
Четверг, 16 мая 2024
 

Читайте также