Регионы: Свердловская областьЧелябинская областьТюменская областьПермский край
Свердловская областьЧелябинская область

ОАО РЖД предложили не наказывать за срыв сроков доставки грузов

14 июля 2022 10:27
фото: Интернет
фото: Интернет

ЕКАТЕРИНБУРГ. В Госдуме предлагают не штрафовать ОАО РЖД за просрочку доставки грузов. Там считают, что нужно поменять Устав железнодорожного транспорта так, чтобы монополия не несла ответственности за срыв сроков, если это произошло из-за военных действий, санкций или других обстоятельств, пишет Коммерсантъ. В ОАО РЖД отмечают, что уже столкнулись с повышенными затратами на пени из-за резкого роста спроса на перевозки по направлениям, альтернативным европейским. Но клиенты монополии подчеркивают, что и сами пострадали от санкций, но их никто от штрафов освобождать не собирается.

В январе-мае в арбитражные суды РФ были поданы иски к ОАО РЖД за просрочку доставки грузов и порожних вагонов на сумму свыше 4 млрд руб., среди истцов - ММК, «РН-Транс» и другие. С просьбой о моратории к депутату от Воронежской области Андрею Маркову обратилась юрслужба Юго-Восточной железной дороги.

Идея в том, чтобы дополнить статью 97 Устава железнодорожного транспорта абзацем, в котором говорится, что пени не начисляются и не уплачиваются перевозчиком, «выдавшим груз с просрочкой вследствие военных действий или других военно-технических операций, применения санкций или ограничений в отношении перевозчика, а также других обстоятельств», препятствующих своевременному осуществлению перевозки. Другой вариант - разрешить правительству установить такой мораторий в 2022 году.

Объем этих штрафов не очень существенен в масштабах деятельности монополии.

По данным отчетности ОАО РЖД по МСФО за 2021 год, штрафы, выставленные контрагентам, за год составили 1,8 млрд руб., а полученные контрагентами - 546 млн руб.

По информации собеседников "Ъ" в отрасли, вопросы взаимных претензий зачастую решаются взаимозачетом.

В монополии отмечают, что по ряду отраслей экономики правительство уже выработало механизмы по снижению финансовой нагрузки, в том числе касающиеся выплат неустойки, и аналогичные условия могли бы быть установлены и применительно к статье 97 устава. Но контрагенты железных дорог считают иначе. Инициатива крайне спорная сама по себе, еще более сомнительно ее обоснование, говорит исполнительный директор Союза операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) Игорь Санковский.

«Ведь негативные последствия недружественных действий затронули не только железнодорожного перевозчика, но и грузоотправителей, операторов и других участников рынка,- отмечает он.- Однако предложений об одновременной, "зеркальной" защите других сторон правоотношений рассматриваемая инициатива не содержит». Он также отмечает, что рассматриваемые в судах иски относятся к нарушениям сроков доставки, имевшим место в период до начала военных действий (в частности, в 2021 году).

«Введение моратория на штрафы не окажет влияния на финансовую устойчивость монополии: само ОАО РЖД в разы больше штрафует пользователей инфраструктуры,- говорит собеседник "Ъ" среди клиентов монополии.- Учитывая, что регулирование правил недискриминационного доступа к Восточному полигону сейчас полностью перешло под контроль перевозчика, ситуация со штрафами выглядит абсурдной. Разве что отмена ответственности за просрочку позволит ОАО РЖД вновь нарастить объем нерегулируемых услуг и сервисов». Сегодня наиболее разумным, говорит он, представляется предложение первого зампредседателя комитета Госдумы по транспорту Рифата Шайхутдинова - о необходимости перезапуска реформы железнодорожного транспорта.

При этом монополия уже получила достаточную поддержку от государства - в виде как вливаний в уставный капитал, так и индексации тарифов на 11%, что в условиях замедлившейся инфляции выглядит совсем спорным решением. И сейчас, по мнению эксперта, следует сосредоточиться на поддержке грузоотправителей - как экспортеров, которые сейчас столкнулись с неадекватным курсом рубля, так и импортеров, которые прилагают беспрецедентные усилия для того, чтобы ввезти хоть какую-нибудь продукцию в РФ, несмотря на ограничения и необходимость вносить предоплату на всех стадиях. По мнению господина Бурмистрова, отказ от штрафов несвоевременен и деструктивен, поскольку их наличие дисциплинирует.

© Служба новостей «АПИ»

 





Оставить комментарий
Комментарии сайта
Вконтакте
Facebook
 
 
Пятница, 17 мая 2024
 

Читайте также