Регионы: Свердловская областьЧелябинская областьТюменская областьПермский край
Свердловская областьЧелябинская область

ГКО: призрак 90-х грозит вернуться в Россию для латания дыр в бюджете страны

1 декабря 2014 17:34

МОСКВА. Заявление минфина РФ о возможном возвращении на финансовый рынок страны государственных краткосрочных облигаций (ГКО) в 2015 году подняло в российских СМИ и соцсетях волну паники. На фоне действий Центробанка и постоянно меняющихся в сторону увеличения прогнозов по инфляции, россияне стали вспоминать дефолт 1998 года, предсказывая грядущую катастрофу. Между тем в экспертном и деловом сообществе идею, которая пока существует только в головах чиновников министерства и поддержавшего его ЦБ, восприняли гораздо спокойнее, хоть и неоднозначно. О том, настолько ли страшны ГКО, как их малюют, и нужны ли они кому-то еще, кроме государства, - в материале АПИ.

ГКО - один из видов ценных бумаг, выпускаемых министерством финансов России в 90-х годах со сроком обращения три, шесть и 12 месяцев в безналичной форме с нулевым купоном, то есть без процента. Разница между ценой покупки облигации и номиналом и составляла доход владельца.

На прошлой неделе, выступая на заседании бюджетного комитета Совета Федерации, замминистра финансов Татьяна Нестеренко заявила, что минфин может вернуться к размещению государственных краткосрочных облигаций в 2015 году. Она сразу отметила, что использоваться ГКО будут не для покрытия дефицита бюджета, а как инструмент краткосрочного привлечения ресурсов для закрытия кассовых разрывов.

«С этого года мы создаем РЕПО - размещение средств бюджета даже на одну ночь. И, наверное, будем опять восстанавливать при необходимости инструмент ГКО, потому что, когда ты на один день можешь размещать, нужно иметь возможность на очень короткое время занимать», - сказала Татьяна Нестеренко.

Заявление всколыхнуло волну обсуждений среди экономически активной общественности. Некоторые эксперты рынка расценили инициативу как очередной показатель нестабильности российской экономики. Так, независимый финансовый аналитик Виталий Калугин считает, что если кассовые разрывы в исполнении бюджета появились впервые за последние 20 лет, значит, «ложка, которой черпают деньги в бюджете, начала царапать дно».

Но большинство экспертов все же сходятся во мнении, что ГКО не могут служить индикатором глобального ухудшения экономической ситуации в РФ, и вслед за минфином в качестве причин возвращения краткосрочных облигаций называют необходимость привлечения новых источников финансирования.

«Инициатива минфина России по выпуску государственных краткосрочных облигаций (ГКО) связана с определенными задачами по закрытию кассовых разрывов бюджета. Следует понимать, что на данный момент бюджет сводится с профицитом, а ГКО - это лишь инструмент для закрытия в нем кассовых разрывов», - рассказал начальник отдела операций на фондовом рынке и брокерского обслуживания банка «Кольцо Урала» Алексей Никитин.

Повторение дефолта 1998 года, как считают аналитики, практически невозможно, так как задачи перед ГКО стоят отличные от тех, что были при первом появлении краткосрочных облигаций в стране.

«В 1998 году ГКО использовались для покрытия огромного дефицита бюджета. В последние месяцы перед дефолтом доходность по ГКО была очень высока, и объем госдолга быстро рос. Если новые ГКО будут выпускаться в небольших количествах и с доходностью не выше рынка, то ничего подобного кризису 1998 года не произойдет», - заявил профессор Российской экономической школы Алексей Горяев.

Напомним, государственные краткосрочные облигации впервые появились в России в мае 1993 года. Стартовый выпуск имел срок размещения три месяца и оказался популярен: из облигаций на общую сумму в 1 млрд рублей было продано ценных бумаг на сумму 885,4 млн рублей. За несколько следующих лет рынок ГКО стал основным источником финансирования дефицита бюджета страны, объем размещения ГКО-ОФЗ вырос со 160 млрд рублей в 1995 году до 502 млрд рублей в 1997 году. Но в 1998 году уже лишь 17,2% общей суммы от размещения государственных ценных бумаг было направлено на финансирование бюджетного дефицита.

Согласно заключению Временной комиссии Совета Федерации по расследованию причин, обстоятельств и последствий дефолта 1998 года, «в целом за январь - июнь из бюджета пришлось профинансировать погашение выходящих из обращения ранее эмитированных выпусков ГКО-ОФЗ на сумму 17,3 млрд рублей, а текущий объем государственных обязательств увеличился с января на 51 млрд рублей, составив к концу июня 436 млрд рублей». Механизм наращивания краткосрочных обязательств «по принципу финансовой пирамиды привел к тому, что все большая часть гособлигаций» выпускалась для покрытия долга по предыдущим траншам, «а поступления в государственный бюджет, соответственно, падали».

«В 1998 году произошел дефолт из-за неудачной бюджетной политики. Государство запуталось в своих долгах, и ГКО было средством под любой процент получить хоть какие-то деньги. Сейчас, мне кажется, государство проводит более сбалансированную политику, гораздо сильнее стал мониторинг за эффективностью бюджета. Это главная гарантия того, что в ближайшие, по крайней мере, годы, мы не увидим повторения сценария 90-х», - подчеркнул профессор кафедры фондового рынка и рынка инвестиций НИУ Высшей школы экономики Александр Абрамов.

«ГКО - лишь краткосрочный инструмент госзаимствований»

Стоит обратить внимание, что государство имеет возможность занимать средства внутри страны и за ее пределами. Результатом непогашенных заимствований, большая часть которых приходится на ценные бумаги, становится госдолг. Долг России по внутренним займам неуклонно растет в последние годы. Если в период с 1 января 1997 года по 1 января 2009 года, по данным минфина, темпы роста внутреннего госдолга были сравнительно невысокими: с объема 364,46 млрд рублей до 1,499 трлн рублей соответственно (чуть больше 1,1 трлн рублей за 12 лет) - то к 1 января 2014 года госдолг достиг 5,722 трлн рублей (более 4,2 трлн рублей за пять лет). В то же время объем внешнего государственного долга сокращался практически на протяжении всего периода 2000-х годов. Так, максимального показателя объем внешнего госдолга достиг в 1999 году - 138,9 млрд долларов. К 1 апреля 2009 года он уменьшился до 27,376 млрд долларов, затем к 1 июля 2010 года вырос до 35,451 млрд долларов, на 1 апреля 2011 года составил 35,366 млрд рублей. К 1 июля 2014 года внешний государственный долг вновь увеличился - до 57,128 млрд долларов.

Внутренний госдолг РФ

Внешний госдолг РФ

«Если говорить про диспропорцию долга внешнего и внутреннего, который был сформирован в начале 2000-х, то здесь необходимо отметить, что государство занимает там, где в текущий момент более выгодно. В тот период иностранцы были готовы предоставлять кредиты России по привлекательным ставкам, сейчас же приходится искать ресурсы на внутреннем рынке. Скорее всего, в краткосрочной перспективе такая ситуация сохранится», - считает аналитик «Инвесткафе» Михаил Кузьмин.

Существуют различные виды ценных бумаг, эмитентом которых выступает РФ. В структуре внутреннего госдолга РФ на 1 октября 2014 года, согласно размещенной на едином портале бюджетной системы РФ информации, 23,2% занимают облигации федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД), 12,8% - государственные сберегательные облигации с постоянной процентной ставкой дохода (ГСО-ППС), 59,1% - облигации федерального займа с постоянным доходом (ОФЗ-ПД), 2,9% - государственные сберегательные облигации с фиксированной процентной ставкой дохода (ГСО-ФПС), 2% - облигации внутренних облигационных займов (ОВОЗ). ГКО лишь дополнят ряд перечисленных ценных бумаг.

«С точки зрения экономики это просто краткосрочный инструмент госзаимствований. И как его ни назови, он имеет право на существование. Идея минфина о возвращении к краткосрочным заимствованиям в условиях роста процентных ставок является вполне закономерной. Короткие займы обходятся дешевле длинных», - пояснил управляющий директор, главный аналитик Инвестиционного департамента ВТБ24 Станислав Клещев.

В последнее время реализовывать планы по долгосрочным внутренним заимствованиям становится все сложнее. Так, с середины октября минфин пять раз подряд отменял аукционы по размещению ОФЗ из-за «неблагоприятной рыночной конъюнктуры».

Выйдя же 19 ноября с облигациями под 10% годовых и сроком погашения, установленным на 11 мая 2016 года, ведомству удалось разместить менее 10% от объема предложения в 5 млрд рублей. Попытка 26 ноября разместить сразу два выпуска ОФЗ общим объемом предложения в 10 млрд рублей - с датой погашения в 2016 году и в 2023 году - оказалась еще более провальной. В сумме объем размещенных выпусков составил всего 0,69 млрд рублей. По мнению финансовых аналитиков, такие результаты стали логичной предпосылкой к использованию более короткого инструмента со сравнимой доходностью.

«На рынке существует большая консервативность в отношении долгосрочных облигаций. Поэтому для финансирования каких-то временных разрывов, трудностей в бюджете минфин хочет выпустить более краткосрочные, мобильные облигации, которые дадут ему больше оперативной возможности в определении условий займов. Кроме того, в условиях волатильности, существующей неопределенности по валюте, процентным ставкам, дюрация облигационных портфелей у профессиональных участников рынка крайне короткая - порядка трех месяцев. Для того чтобы подстраиваться под их стратегию, конечно, удобнее инвесторам продавать более краткосрочные государственные. Тем более это может немного заместить нынешний недостаток корпоративных облигаций, рынок которых сегодня немного просел», - рассказал АПИ профессор кафедры фондового рынка и рынка инвестиций НИУ Высшей школы экономики Александр Абрамов.

Кому выгодно ГКО?

По мнению экспертов, ГКО в первую очередь могут быть интересны банкам, страховым и пенсионным фондам. Однако сами представители данных сфер экономики заранее отнеслись к краткосрочным облигациям скептически.

«К сожалению, сейчас ситуация на рынке такова, что и более короткие бумаги при ставке 10% годовых (минфин сейчас не готов занимать дороже) в текущих условиях не выглядят особо привлекательными для участников рынка. Рынок требует более высоких ставок. Трехмесячный Mosprime уже выше 12% годовых. Валютный своп - выше 11% годовых», - рассказывает Станислав Клещев.

Плюсом ГКО является выпуск облигаций государством, которое, по банковским критериям, считается «первоклассным заемщиком». Использован инструмент может быть в том случае, если ГКО будут обладать повышенной ликвидностью по отношению к долгосрочным облигациям и цена на них будет привлекательной.

«ГКО, скорее всего, будут выпускаться стандартным номиналом - 1 000 рублей. При этом привлекательным сроком для кредитных организаций будет размещение займа на срок от одного до шести месяцев. Ставка должна быть на уровне межбанковского кредитования, но не ниже ключевой ставки Банка России. Иными словами, если это будет рыночная бумага на короткий срок с привлекательными ставками, это будет интересно и будет пользоваться спросом среди кредитных организаций», - прокомментировал Алексей Никитин, отметив, что при нерыночных условиях по облигациям в системе останется все так, как есть.

В целом банковский сектор, по словам председателя Уральского банковского союза Валентины Мурановой, имеет средства для инвестирования и воспринимает появление ГКО как должное.

«На совещании (Межрегионального банковского совета при Совете Федерации на тему «Пути повышения эффективности банковской системы России. Роль и место мегарегулятора. Направления совершенствования законодательства» - прим. ред.) 14 ноября замминистра финансов Алексей Моисеев озвучил, что они планируют пробно выпустить ГКО. Никто ничего не сказал против, хотя там собрались банкиры со всей страны. Пока мы не слышим, что бы банки жаловались, что у них проблемы с ликвидностью. Будут ГКО, значит, будем покупать», - сказала Валентина Муранова.

Другая категория потенциальных инвесторов - страховые компании, - как отметил гендиректор СК «ERGO» Александр Май, в части страхования жизни имеет потребность в долгосрочном инвестировании денежных средств клиентов, «инструментов для которого на российском рынке не хватает». Короткие гособлигации могут быть интересны страховщикам имущества, однако здесь возникает несколько противоречий.

«Во-первых, конкуренция с другими короткими вкладами, в основном банковскими депозитами. Во-вторых, если ставки будут слишком привлекательными, то серьезные игроки активно этим инструментом пользоваться не будут, поскольку вера в серьезность таких обещаний невелика. И наконец третий момент - на этот рынок, скорее всего, придут спекулянты, а все помнят, чем это может закончиться. Таким образом, я не вижу особого смысла в этом сомнительном возрождении как для страховщиков жизни, так и для компаний, занимающихся страхованием имущества. В связи с такими инновациями, скорее, возникают не очень хорошие ассоциации относительно состояния государственного бюджета», - поясняет Александр Май.

Что касается предпринимателей и предприятий, которые в 90-х годах активно скупали ГКО, в сложившейся экономической ситуации, они, как уверяют эксперты, не имеют возможности инвестировать в государственные бумаги.

«По депозитам доходность та же почти, но на депозитах есть страхование и свобода от НДФЛ. Не каждый бухгалтер сможет правильно провести по отчетности такие вещи. Да и нет у бедных предпринимателей денег. Они и так от дорогих кредитов воют», - заявил Виталий Калугин.

Отметим, что глава минэкономразвития РФ Алексей Улюкаев к идее возвращения ГКО отнесся негативно, заявив, что «постоянные новеллы - совершенно лишнее» и не стоит нервировать «деловое сообщество». Окончательного решения по ГКО не принято, и, возможно, России удастся обойтись без этого инструмента. Но в таком случае придется искать новые средства для латания временных дыр в бюджете, и откуда они будут привлечены - вопрос, который в ближайшие месяцы может стать ребром перед властями страны.

 

© Анна Федорова, АПИ
Опубликовано по материалам ИА «Свердловское областное агентство политической информации».





Оставить комментарий
Комментарии сайта
Вконтакте
Facebook
 
 
Воскресенье, 25 февраля 2024
 

Читайте также