Регионы: Свердловская областьЧелябинская областьТюменская областьПермский край
Свердловская областьЧелябинская область

Поправки в ПДД, подписанные Владимиром Путиным, требуют шлифовки реальными ситуациями — правозащитники

17 мая 2010 15:14

ЕКАТЕРИНБУРГ. 17 мая. Поправки в Правила дорожного движения, подписанные накануне Премьер-министром РФ Владимиром Путиным, раскололи свердловских правозащитников и юристов на два лагеря. Одни считают, что поправки требуют доработки и шлифовки, иные уверены, что законодатель очень конкретен, и не дает поводов для сомнений.

Напомним, что 14 мая 2010 года премьер-министр страны Владимир Путин подписал ряд принципиальных поправок в Правила дорожного движения и Административный кодекс РФ. В массе своей, эти поправки приблизили российские нормы к международным аналогам (в части постоянного использования «ближнего света» или дневных огней, или движения по кольцу), устранили некоторые противоречия относительно понятий обгона, «заставили» сотрудников милиции пристегиваться и закрепили право водителей на обгон тихоходного транспортного средства.

Правозащитники Свердловской области, работающие в сфере автомобильного права, считают, что эти поправки необходимо дорабатывать. И, если постоянный свет или ремни безопасности для сотрудников внутренних органов — дело нужное и полезное — то трактовка понятия обгона или объезда препятствия могут использоваться инспекторами ДПС в целях личной выгоды.

«Возьмем, к примеру, обгон. Сейчас это опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом из ранее занимаемой полосы, сопряженное с возвращением на нее же. Согласно будущим поправкам, обгон — это выезд на полосу встречного движения, связанный с возвратом на «свою» полосу. Следовательно, гражданин, совершая поворот налево, может ехать по встречной полосе и повернуть с нее. Обгоном это считаться не будет, поскольку он не вернулся в свою полосу, а если нет обгона по встречной — нет и штрафных санкций», — говорит вице-президент СРО «Комитет по защите прав автомобилистов» вице-президент КЗПА Максим Едрышов.

Член свердловского регионального отделения «Ассоциации юристов России» Андрей Бельянский считает, что любой законопроект, сколь либеральным или жестким он бы не был, все равно должен быть «отшлифован» реальными ситуациями, ведь законодатель не в состоянии предусмотреть все возможное, не говоря уже о гипотетических вариантах. Что до нынешней ситуации с поворотом со встречной полосы, то господин Бельянский говорит: правила рассчитаны на нормальных и грамотных водителей, а не на провокаторов, целенаправленно их нарушающих. «Закон это нормативно-правовой акт, который регламентирует те или иные вещи, но очень многое зависит от правоприменителя. Ведь, если инспектор ДПС увидит откровенное хамство на дороге и провокацию, он примет единственно правильное решение, и всевозможные изъяснения нарушителя здесь будут мало учитываться», — подчеркнул юрист.

Еще один, не менее спорный момент, связан с «назначенным» приоритетом дорожных знаков по сравнению с разметкой. Действительно, неравенство этих вещей вызывало множество вопросов, и очень многие автолюбители лишились водительских прав, поскольку не сумели доказать, что разметка и знаки противоречат друг другу или нарушают требования ГОСТа. Кажется, что теперь все должно стать проще — знаки важнее, разметка нет. Однако юристы задаются вопросом: будет ли постоянный знак важнее, чем желтая (так называемая временная, разметка)?

Господин Бельянский ответил и на настоящий вопрос. По его мнению, какие-либо измышления относительно желтой или белой разметки ни к чему, ведь в поправках совершенно ясно написано: знак — важнее разметки. «Согласитесь, что разметку иногда не видно — под снегом ли, под лужами. Плюс к тому огромные расстояния России, и ее просто где-то не сумели нарисовать, где-то она стерлась, а где-то ее никогда и не было. А знак — он есть всегда. Следовательно, размышления о временных и постоянных начертаниях утрачивают смысл: законодатель конкретен, как никогда», — говорит Андрей Бельянский.

«Отдельно стоит вопрос об обгоне тихоходных транспортных средств и действиях их водителей, если сзади образовалась очередь из желающих обогнать. Согласно «новому» пункту правил 11.6, в случае если вне населенных пунктов обгон или опережение тихоходного транспортного средства… двигающегося со скоростью, не превышающей 30 км/ч, затруднены, водитель такого ТС должен принять как можно правее, а при необходимости остановиться, чтобы пропустить следующие за ним транспортные средства. Согласно еще одному пункту, в зоне действия знака 3.20 «Обгон запрещен» запрещается обгон всех ТС, кроме тихоходных транспортных средств, гужевых повозок, мопедов и двухколесных мотоциклов без коляски. Но здесь ни слова не сказано о максимальной скорости обгоняемого транспортного средства: можно ли обогнать мопед, едущий со скоростью 40 км/ч или мотоцикл, летящий под 90 км/ч?», — вновь задается вопросом господин Едрышов.

Говоря о разногласиях, вызванных настоящими поправками в ПДД — они вступят в силу с ноября нынешнего года — важно понимать: это очередной шаг на пути к конкретизации Правил и их конкретному правоприменению. Дальнейшие разъяснения органов ГИБДД неизбежны, и некоторые вещи, несомненно, поменяются. Господин Бельянский вновь подчеркивает: очень многое зависит от конкретного правоприменителя, и ему решать — есть ли в действиях водителя состав правонарушения, — «а провокаторы были, есть и будут, и не стоит подогревать ситуацию — многое, действительно, меняется к лучшему».





 
Воскресенье, 5 мая 2024
 

Читайте также