Регионы: Свердловская областьЧелябинская областьТюменская областьПермский край
Свердловская областьЧелябинская область

В «Екатеринбурге подземном» праздник — под улицей Большакова завершена стыковка тоннелей метрополитена

20 февраля 2007 17:55

Торжественное событие произошло в Екатеринбурге подземном. Метростроители в районе станции «Бажовская» успешно стыковали правый тоннель основной ветки метрополитена.

Сейчас трудно найти екатеринбуржца, который не знает, что такое метро. При слове метро в памяти всплывают: турникеты, эскалаторы, яркие, совещенные туннели, поезда голубого цвета с белой полосой на борту, призыв держаться за поручни… А дальше — дальше темнота, прерывающаяся проплывающими мимо станциями. Однако много ли есть тех, кто видел, что скрывается за этой темнотой между станциями — как выглядит сам туннель, по которому мчатся вагоны? Тем более еще меньше тех, кто видел, как метрополитен строится. Поэтому, всю дорогу к месту стыковки двух тоннелей, я пребывал в радостно-возбужденном состоянии, пытаясь хотя бы примерно вообразить, что мне предстоит увидеть. Увиденное поразило…

Но все по порядку

Процедура стыковки должна была пройти около 12:00 в присутствии высокого начальства: мэра города Аркадия Чернецкого, его заместителя по вопросам строительства Владимира Крицкого, главы «Метрострой-ПТС» Юрия Дозорца и руководителей екатеринбургского метрополитена. Естественно журналистов собрали чуть раньше — чтобы не промочить ноги, надо было переобуться в сапоги, а чтобы не набили шишек — выдали каски. Поэтому полчаса ожиданий прошли незаметно. Отслужившие в армии товарищи устроили даже мастер-класс по наматыванию портянок. Признаюсь честно, портянки я намотал, но в сапоги ноги почему-то упорно не лезли, поэтому пришлось обойтись без портянок.

К моменту завершения этих процедур подошел пресс-секретарь главы города Константин Пудов, поэтому оставшееся время пишущая братия пытала его вопросами о текущем состоянии и будущем екатеринбургского метрополитена. Оказалось, что сегодняшняя стыковка пройдет примерно под зданием общаги журфака УрГУ на улице Большакова, а горнопроходческий комплекс «ВИРТ» увидеть не придется. Сейчас он копает левый тоннель и «ушел» уже до здания администрации Чкаловского района, а сразу после этого возьмет курс на «Дирижабль». Как потом рассказал АПИ Аркадий Чернецкий оставшиеся 850 метров «ВИРТ» со всеми технологическими перерывами преодолеет за год — к началу 2008 года. Потом его осмотрят, подремонтируют, если надо, и отправят обратно под землю — рыть правый тоннель.

Примерно в 11:50 всех позвали под землю — в туннель, который располагается на секретной, метрополитен — все-таки стратегический объект, 30 метровой глубине. По дороге рабочий метростроевец рассказал, что с того момента как «ВИРТ» осенью запустили в работу, ежедневно из тоннелей рабочие вынимают по 120 вагонеток с породой — каждая весом по 2 тонны. Да уж, подземное строительство — это ежедневный, тяжкий труд. Вскоре после журналистов под землю спустились и VIPы. Быстрым шагом они устремились в лабиринт тоннелей, а мы последовали за ними.

Сначала Юрий Дозорец показал всем место будущего «прорыва» и так называемый «щит» — сооружение, помогающее метростроевцам монтировать специальные плиты, защищающие туннель от обрушения. Потом всех отвели на безопасное место, откуда можно было без опасения наблюдать за обрушением последней разделительной перемычки. В ходе экскурсии выяснилось, что метро это не два тоннеля со станциями, а целая сеть с двумя основными, так называемыми левым и правым тоннелями, боковыми ходами, смычками и всевозможными расширениями. Поразительно, но факт — тоннель, где ходят поезда — самый маленький, его диаметр всего 5,5 метров, тогда как диаметр станции около 11 метров. Если честно, то во время попыток догнать в этих туннелях делегацию под руководством Аркадия Чернецкого начинаешь четко понимать — мэр здесь как дома. По переходам он ходит очень быстро, знает их все что ли? А все его вопросы к специалистам касаются самой сути той или иной проблемы — неужели действительно держит руку «на пульсе»?

После 15 минутной экскурсии все попали в тупик — путь дальше преградила стена из крепежных досок. Оказалось это и есть искомый инсайд — обратная сторона тоннеля. Еще спустя 15 минут стена рухнула и тоннели соединились. Как доложили главе городе метростроители: «Стыковка завершена, план минус 3, профиль минус 21. Погрешность не выше допустимой. Проход тоннелей между станциями «Геологическая» и «Бажовская» полностью завершен». Аркадий Чернецкий перевел журналистам: «Минус 3 и минус 21 это количество миллиметров, на которые разошлись тоннели в двух плоскостях». Всего то! И ведь даже никакой сенсацией «не пахнет», все как-то буднично.

Однако достаточно было посмотреть на самих проходчиков, которые радовались как дети и снимали процесс стыковки на свои личные камеры сразу с двух сторон, чтобы понять всю торжественность и всю важность сегодняшнего события. Уж для кого, а для них нынче был настоящий праздник — участок пройден с потрясающей точностью в расчетах.

Как рассказали специалисты, будущая станция «Ботаническая» залегает в глинистых породах, поэтому перед тем как сделать здесь туннель пришлось сверлить 20-метровые скважины и под давлением загонять туда цементный раствор, чтобы скрепить глину. Как пояснил АПИ Юрий Дозорец, сегодня были сбиты в один два правых тоннеля — один был прокопан со стороны станции «Геологическая» в направлении Большакова, другой примерно от улицы Фурманова в обратную сторону. Просто такой способ применяется при работах, которые ведутся бурильно-взрывным способом. Это только «ВИРТ» «роет» в одну сторону, пока не докопает тоннель до конечной станции.

В ходе небольшого брифинга данного под землей на фоне соединившихся тоннелей Аркадий Чернецкий отметил, что подобные события происходят в Екатеринбурге нечасто — последнее было 11 лет назад в 1996 году. И тут же он отметил, что будущее у городского метро есть. В этом году планируется начать проектирование новой ветки, которая соединит ВИЗ-Правобережный и Синие Камни. Ориентировочно, ее строительство начнется после 2010 года. С УГМК обсуждается возможность строительства ветки метрополитена от станции «Проспект Космонавтов» до Верхней Пышмы. «Это дорогостоящий проект, говорить о его окупаемости нельзя, но он нужен гражданам. Пока планируется, что значительная часть этой ветки будет наземной, а, следовательно, и ее строительство не будет таким дорогостоящим»,— отметил Аркадий Чернецкий.

Он также рассказал о том, что в этом году на строительство метро из бюджета города выделено 800 миллионов рублей, из областного бюджета еще 200 миллионов рублей. Из федерального бюджета будет перечислено порядка 254 миллионов рублей. Однако после недавнего визита Министра транспорта РФ Игоря Левитина у города есть реальный шанс получать из федерации финансирование по схеме «50 на 50» — то есть еще по 1 миллиарду рублей ежегодно.

Если такие объемы инвестиций удастся поддерживать в ближайшие годы, то екатеринбуржцы смогут ездить от Уралмаша до Ботаники на метро к июлю 2010 года. Уже сейчас близ «Дирижабля» началось рытье котлованов под будущую станцию «Ботаническая». Аркадий Чернецкий также подчеркнул, что, несмотря на свою малую протяженность, екатеринбургское метро сейчас является третьим в России после московского и питерского по количеству перевозимых пассажиров. Ежедневно в екатеринбургской подземке ездит 100-110 тысяч человек. А за вчерашний день, когда на поверхности был сильный мороз, в метро проехало 120 тысяч «платных» пассажиров и 30 тысяч льготников.

Сейчас в мэрии подумывают даже о том, чтобы приобрести в собственность собственный автоматический горнопроходческий комплекс — новый или б/у, но в хорошем состоянии. Ведь работающий сейчас «ВИРТ» арендован. Если такая дорогостоящая покупка будет совершена, то оба комплекса будут пущены навстречу друг другу по левому туннелю: один со стороны «Бажовской», другой — от «Геологической»

Юрий Дозорец уточнил, что с момента, когда финансирование строительства метро улучшилось, был запущен не только «ВИРТ», но удалось сделать соответствующие запасы крепежных материалов для туннеля — тюбингов. Они заказываются сразу на трех российских заводах и сейчас у екатеринбургских метростроителей суммарно тюбингов есть на туннель длинной 500 метров. Как пояснил Юрий Дозорец, всех запасов хватит на 3 месяца непрерывной работы и сейчас важно, чтобы финансирование не прекращалось — только в таком случае все работы будут выполнены в назначенный срок.

Правда, глава «Метрострой ПТС» посетовал на нехватку рабочих рук. Даже при том, что средняя зарплата у метростроителей сейчас примерно 18 тысяч рублей не так уж много людей, которые готовы за эти деньги заниматься подземным строительством. А ведь сейчас речь идет об увеличении объемов работ, которые надо выполнить.

Практически сразу после общения с прессой VIPы отправились наверх, рабочие приступили к разбору обрушенной породы в соединенном туннеле, а мы — журналисты получили возможность еще немного побродить по подземным коридорам Екатеринбурга. После подъема на поверхность в метростроевском лифте — клети я с удивлением осознал, что прошло уже два целых два часа — видимо внизу время бежит совсем не так как наверху.

Светило солнце, люди куда-то спешили — город жил своей обычной будничной жизнью. И только фотоснимки, сделанные под землей, подтверждают, что стыковка тоннелей действительно произошла и строительство метро идет полным ходом. Ведь не могло же все это присниться.

© Игорь Пушкарев (фото автора)





 
Четверг, 2 мая 2024
 

Читайте также