ЕКАТЕРИНБУРГ. Когда из крана в наших квартирах перестает бежать холодная вода, кого мы вспоминаем в первую очередь? Водопроводчиков, конечно. Костерим их на чем свет стоит, за то, что они аварии подолгу устраняют, да еще и «весь двор перерыли». А кто-нибудь хоть раз задумывался, каково им зимой на морозе нас с вами от безводья спасать? Мы решили, что лучше один раз увидеть. Скажем так, примерить на себя их условия труда.
На часах 7:30. К главному офису «Горводопровод» начинают съезжаться машины. Тут и огромные желтые аварийки, и старенькие УАЗики-батоны, и легковушки. В небольшом кабинете на первом этаже собирается разновозрастная группа, в основном мужчины. Все что-то оживленно обсуждают. Эти люди - руководители разных отделов и служб «Горводопровода».
Начинается планерка. Как ни странно: все проходит очень организованно и быстро: распределяют технику между районными эксплуатационными управлениями (РЭУ), тут же и обсуждают вчерашние недоделки на трубопроводах.
- А у вас всегда все так организованно проходит? Неужели людей на все аварии хватает?- удивляюсь я.
- Людей-то у нас хватает, штат укомплектованный, а вот с техникой бывают проблемы, ломается. Но и тогда выкручиваемся, РЭУ делятся друг с другом, - объясняет директор «Горводопровода» Владимир Косолапов.
Нас решили отправить на аварию в Чкаловский район. Там на пересечении улиц Селькоровской и Энергетиков без холодной воды остались жители трех пятиэтажек.
- Сейчас ремонтные бригады получат разнарядки на устранение аварий, поедут получать разрешения на ведение земляных работ в газовой службе, у электриков и так далее, смотря какие сети пролегают рядом с нашей трубой. А после этого вы к ним как раз и присоединитесь,- пояснил Владимир Косолапов.



Могут и ночью ремонтировать
- У вас каждое утро с такой планерки начинается?- поинтересовалась я.
- Да, причем они проходят ежедневно. У нас большинство людей работает четыре через четыре. И в новый год такая планерка будет, и в любой выходной,- отметил Владимир Косолапов.
Но здесь речь идет о руководителях среднего звена. У простых мастеров и слесарей день начинается иначе. Первым делом их проверяет нарколог. А дальше уже по машинам и на аварии.
- А что будет, если рабочий будет пьян?- спросила я.
- Скорее всего, мы с ним попрощаемся, причем в лучшем случае он уйдет по собственному желанию. А так и под статью можно загреметь. Конечно, бывают редкие исключения,- говорит Косолапов.
По его словам, бригады рабочих дежурят и по ночам.
- Только по ночам ребята чаще всего не копают, просто локализуют аварию, воду перекрывают и до утра ждут. Так-то они и ночью могут копать начать - один экскаватор всегда дежурит в ночную смену, но загвоздка здесь в другом. Нельзя нам копать без разрешения на ведение работ. А ночью кто их даст?- пояснил он.
- Интересно, кто вам про аварии сообщает: бабушки наверное, интересуюсь я.
- Да скорее нет, наши главные информаторы - это ЖЭУ, управляющие компании и ГАИ. Последние звонят, когда на дорогах разливы воды видят. Тут ведь еще важно разобраться, чья вода течет. Может быть, сточные воды или горячее водоснабжение. А мы занимаемся только питьевой водой. С ГАИ или с управляющими компаниями легче, они хотя бы могут пояснить, какая именно вода, а вот с горожанами сложнее. Они видят, что что-то течет и сразу к нам в аравийку набирают»,- говорит Косолапов.
- А как узнать, что именно ваша вода течет?- не унимаюсь.
В беседу вклинивается начальник диспетчерско-аварийно службы Вера Дулепина.
- У нас все сотрудницы в диспетчерской службе опытные, лет по десять, не меньше, работают. Они знают, какие вопросы задавать. Пахнет ли вода, парит ли она и так далее. Так с наводящими вопросами и определяем, что именно прорвало,- уточнила она.
Тут, наконец, звонит начальник Чкаловского РЭУ и подтверждает, что они завершают согласования и вот-вот начнут ремонтные работы.



Разве ж это поможет при минус 35-40
На улице минус 20. Дорога в районе Селькоровской - Энергетиков покрыта льдом. Неподалеку копошатся мужчины в оранжевых жилетах.
Трое мужчин - кто на корточках, кто на коленях - окружили люк: внутрь заглядывают, обсуждают что-то.
- Мужики, ну что, нашли, где прорвало?- обратился к ним начальник Чкаловского РЭУ Александр Петров.
- Да нет еще, сейчас оборудование подцепим, послушаем. Повезло, гидрант в колодце есть, а так бы долго возиться пришлось,- отвечает один из мужчин.
Седовласый мужчина на вид лет пятидесяти достает из УАЗика инструменты, напоминающие ходики от часов с кукушкой, примагничивает их к гидранту и замирает. У меня голове крутятся две мысли: «как с помощью двух магнитных железяк можно узнать, где трубу прорвали» и «как у него еще руки не отпали от холода, ведь со своими «ходиками» он возится без перчаток».
- Ну вот, через одиннадцать минут определим. Прибор как раз за это время три забора звука сделает,- констатировал оператор акустических испытаний Виктор Шуклин.
- Вы всегда так работаете, с голыми рукам. Холодно ведь?- недоумеваю я.
- Ну а как еще-то, с оборудованием ведь работаем. Мне-то недолго на морозе. Вот определю, где прорыв и на другой участок поеду. Не успею продрогнуть. А вот раскопщикам тяжелее. Они и по целой смене на морозе могут пробыть. Бегают, греются в машину, но это разве ж это поможет в минус 35-40. А аварии ведь у нас не спрашивают, в какую погоду нам удобнее их устранять,- разводит он руками.
11 минут прошло, до сих пор не понимая того, что пытаются сделать эти мужчины, иду за ними, результаты звуко-замеров отсматривать. В УАЗике диагностов все цивильно: ноутбук стоит, проводки какие-то. Минута-две и Виктор называет нам примерное место прорыва.
- А как вы узнали, где течет?
- Мы сейчас звуковые волны замеряли на протяжении всей трубы. В нашем случае - семидесятиметровый отрезок трубы. В том месте, где шумы самые сильные, и есть прорыв. Мы проверили три раза. Все три замера показали одно и то же место. Получается, что вода бьет в 30,4 метра от нашего исходного гидранта,- подытожил он.
-Вы часто ошибаетесь?
Тут в разговор вмешался Александр Петров.
- Иногда ошибаются. Но нам с ними копать как-то надежнее, что ли. А то без такой диагностики вообще бы пришлось пальцем в небо тыкать и рыть. Раньше у Горводопровода такой аппаратуры не было, ходили как радисты военных лет с наушниками вдоль трубопровода и слушали, где прорыв. Сейчас полегче стало,- говорит он.
Тем временем Виктор Шуклин отмеряет высчитанное расстояние, которое располагается в аккурат под припаркованной на обочине машиной.



А чего вы так долго воду нам не даете?
Бригада диагностов уезжает, теперь дело за раскопщиками, которые к этому времени как раз согласовали в Свердловэнергосбыте и в Горгазе, подземные сети которых также проходят неподалеку, возможность ведения земляных работ на этом участке. Подъезжают и «Ростелекомовцы». Походили, посмотрели, пальцем в карту потыкали, уехали. Оказывается их кабель совсем в другом месте проходит. Его экскаватор при раскопках никак зацепить не сможет.
Даже получив все разрешения и согласования, ремонтники не начинают работы. Даже знаки и ограждения выставить не могут. Удивитесь почему? А тут все просто: на предполагаемом месте прорыва продолжает мирно стоять чья-то машина. Рабочие уже и по колесам попинали (сигналка орет на всю округу) и у соседей поспрашивали, чья машина: все без толку.
- И что совсем ничего нельзя с этой машиной сделать? Может, сдвинем ее аккуратненько?- предлагаю я.
- Да нельзя нам к ней прикасаться. Вот сейчас мастер диспетчеру позвонил, номера продиктовал. Она уже в ГАИ наберет, попросит их по своим базам найти телефон владельца. Они уже позвонят ему и попросят машину перегнать,- говорит один из раскопщиков.
С того момента прошло ровно полчаса. Мех на куртке постепенно начинает белеть, ноги коченеют даже в валенках. Из ближайшего подъезда пятиэтажки выруливает улыбающийся владелец злосчастной машины и еще умудряется упрекнуть рабочих в том, что они так долго водопровод не ремонтируют, воду в дома не подают.
Наконец, в 12:00 раскопочная бригада установила знаки и ограждения и приступила к работе. Дожидаться момента Х мы не стали: замерзли порядком, да и зачем мешать людям во время работы, технику безопасности нарушать и так далее.
Как позже нам рассказал Александр Петров, дырку залатали и уже к 16:00 дали холодную воду жителям пятиэтажек на Селькоровской - Энергетиков. Обычный эпизод обычного рабочего дня.



Опубликовано по материалам ИА «Свердловское областное агентство политической информации».