Регионы: Свердловская областьЧелябинская областьТюменская областьПермский край
Свердловская областьЧелябинская область

Сокровище Ирбита или след Рубенса на Урале. РЕПОРТАЖ. ФОТО

20 ноября 2012 12:51

ИРБИТ. На Среднем Урале настоящая сенсация - нашли и продемонстрировали оригинал картины «Кающаяся Мария Магдалина с сестрой Марфой» кисти легендарного фламандского живописца Питера Пауля Рубенса. Корреспондент АПИ проделал путь до Ирбита и побывал на премьере.

Отправлялись мы затемно. Дорога предстояла долгая. На весь автобус - дюжина журналистов и ни одного знакомого. Примерно через час, преодолев утренние пробки, выбрались из города. Дальше потянулась гигантская снежная равнина. Постепенно стекла машины запотели, дрема заволокла сознание, и только слабая мысль периодически начинала пульсировать в мозгу: «Куда мы едем? Где этот Ирбит? И зачем он? И как там, в «поместье» господина Рубенса?»

На поверку Ирбит оказался обычным унылым, изрядно побитым жизнью, уездным городком, каких, наверное, сотни в России. Облупленный, потрескавшийся исторический центр, блеклые советские пятиэтажки и обширный покосившийся деревянный частный сектор по окраинам. Общее впечатление довольно тягостное.

Первым пунктом в нашей программе числилось посещение «Музея уральского искусства». Внутри настроение сразу же поднялось. При взгляде на некоторые холсты возникали интересные сравнения. Вот «Бригадир охотников» Геннадия Серебренникова - ну просто вылитый старый индеец, вышедший из-под руки великого американца Говарда Терпнинга. Акварель Бориса Семенова «У моря» чем-то неуловимо напомнила произведения Као Бая. А обернувшись в сторону, я подумал: «О! Аул Гимры!» Ан нет. «Рабочий поселок» тагильчанина Евгения Седухина.

Разумеется, собравшиеся - сотрудники, журналисты, искусствоведы, чиновники - ждали другого мастера. Скромненького, пожилого Мишу Шаевича Брусиловского. Он незаметно прошел и сел на крайний стульчик, чтобы участвовать в презентации версии своего «Несения креста», написанной им специально для ирбитского музея. Тут же присутствовал директор учреждения Валерий Карпов.

«Валерий обеспечил меня материалами и лично готовил замечательные каши»,- сказал Брусиловский.

1 фото

После короткого фильма зрители во главе с Карповым проследовали в соседнее помещение.

«Миша Шаевич, идите сюда! Будете открывать!»- позвал директор.

«Стесняюсь»,- ответил художник.

«Миша Шаевич, обещаем кашу!»- подал голос кто-то из работников.

Наконец, маленький Брусиловский протиснулся вперед и под вспышки фотокамер стянул покрывало с картины, изображающей Иисуса с крестом на плечах в окружении легионеров.

«Михаил сам себя нарисовал! Автопортрет!»- промолвил стоявший рядом со мной представитель администрации, указывая на лицо Спасителя.

2 фото

В 14:30 в музейно-выставочном информационно-образовательном центре Ирбитского государственного музея изобразительных искусств (ГМИИ) стартовала пресс-конференция. На ней Валерий Карпов поведал историю «обнаружения» «Кающейся Марии Магдалины». В ходе реставрации он узнал ее по особой рубенсовской манере писать глаза.

«Меня сразу законтачило!»- задрожал начальник ГМИИ.

По его словам, Питер Пауль, вероятно, сперва обозначил композицию, участники мастерской продолжили основную работу, а затем он прорисовал самые сложные элементы.

Карпов также предположил, что в Вене хранится даже не второй вариант, созданный Рубенсом, а просто копия и перечислил аргументы в пользу этой гипотезы. Зато сидевший около него заместитель гендиректора Эрмитажа Владимир Матвеев пояснил - картине еще предстоит попасть в руки специалистов из северной столицы.

«Здесь благосклонные гости, корреспонденты. А там все будет по взрослому»,- хитро улыбаясь, добавил Матвеев.

Репортеры, естественно, задали вопрос о деньгах: дорого ли обошлась реставрация и сколько можно получить за раритет.

«Не спрашивайте меня никогда ни о чем подобном! Картина бесценна! Она бесценна, как воздух, которым вы дышите! Бесценна, как солнце, которое вас греет!»- вспылил Карпов.

3 фото

Спустя пять минут приехавшие в тот день в ГМИИ убедились в истинности услышанного. Владимир Матвеев и реставратор Антонина Наседкина сняли с полотна «чехол». Зал замер. В полной тишине к шедевру приблизился питерский реставратор Виктор Коробов. Он внимательно осмотрел холст, затем повернулся к прессе и провозгласил: «Мастерская Рубенса! В частности, вижу руку ван Дейка и Йорданса!» В следующий миг помещение озарили десятки бликов. Журналисты устремились к Коробову, а виновницы торжества - Мария Магдалина и ее сестра Марфа - превратились в главную достопримечательность Ирбита.

4 фото

Отметим, в центре также действовала выставка «Дары Эрмитажа». И ваш покорный слуга, признаться, поразился, увидев среди прочих творений труд Йохана Элиаса Кардона - автолитографический портрет арабского эмира Абд аль-Кадира, вырезавшего французские гарнизоны в Северной Африке в 19-м веке.

5 фото

 

© Денис Колчин, АПИ

Опубликовано по материалам ИА «Свердловское областное агентство политической информации».

 





Оставить комментарий
Комментарии сайта
Вконтакте
Facebook
 
 
Воскресенье, 5 мая 2024
 

Читайте также