МОСКВА. Верховный суд Коми признал, что условия перевозки заключенных в автозаках и вагонзаках (специальных вагонах для перевозки осужденных) нарушают права человека. Как сообщает газета «Московские новости», это первое подобное решение российского суда: ранние жалобы заключенных на «пыточные условия» регулярно отклоняли.
Верховный суд Коми принял неожиданное решение, рассматривая кассацию двух заключенных - Дмитрия Васильева и Аркадия Виноградова.
Так, с Васильевым в вагонзаке ехали сначала 11 заключенных, а потом уже 15. Отметим, камера вагонзака имеет площадь около 3,4 кв.м - это не больше, чем обычное купе. В жалобе в суд Васильев указал, что на него с личными вещами приходилось от 0,28 до 0,32 кв.м пространства.
Похожая история произошла с заключенным Аркадием Виноградовым. Сначала в автозаке с восемью заключенными его довезли до вокзала, потом в компании 11 товарищей по несчастью он 22 часа ехал в вагонзаке до Вологды. При этом заключенные не были обеспечены постельным бельем, и поспать положенные 8 часов им тоже не удалось.
Решение суда, по словам юриста фонда «Общественный вердикт» Эрнест Мезака, дает заключенным право взыскать денежную компенсацию морального вреда. Иски будут поданы к казне РФ, заключенные потребуют возместить им моральные и физические страдания в размере 80 тыс. рублей.
Как отмечают правозащитники, истории Васильева и Виноградова типичны, в таких условиях в России перевозятся тысячи заключенных. В тех же условиях возят и обвиняемых, и подсудимых - то есть граждан, еще не признанных преступниками, а лишь находящихся под следствием или судом. Правозащитники много раз обращали внимание властей на бесчеловечность такого обращения с людьми, но ничего не менялось.
Эрнест Мезак пояснил, что речь здесь идет об автозаках и вагонзаках Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН). Их используют для перевозки заключенных или арестантов. На митингах же обычно, если нет форс-мажора, используют оперативные автомобили полиции - это принципиально другие машины, хотя в народе их тоже называют автозаками.
Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) еще в 2005 и 2008 году, рассмотрев похожие жалобы российских зэков, уже признавал, что камеры площадью 0,4, 0,5 и даже 0,8 кв.м непригодны для перевозки заключенного «независимо от времени нахождения автомобиля в пути». По мнению Евросуда, Россия нарушает подписанный ею Международный пакт о гражданских и политических правах и Европейскую конвенцию по правам человека, по которой «никто не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному или унижающему его достоинство обращению или наказанию».
В мае этого года ЕСПЧ снова указал на то, что перевозить 36 человек в автомобиле ЗИЛ или 25 человек в автомобиле ГАЗ негуманно. Как отмечает Мезак, Россия должна прислушаться к страсбургским решениям и изменить нормы перевозки осужденных.