Регионы: Свердловская областьЧелябинская областьТюменская областьПермский край
Свердловская областьЧелябинская область

В Москве скончался один из основателей российской космонавтики

14 декабря 2011 14:42
МОСКВА. В Москве на 100-м году жизни скончался выдающийся конструктор ракетной техники, один из ближайших сотрудников Сергея Королева, академик РАН, доктор технических наук Борис Черток. О смерти ученого РИА «Новости» сообщила ученый секретарь академических чтений по космонавтике Алла Медведева. Патриарх российской космонавтики не дожил до своего столетнего юбилея всего два с половиной месяца, передает NewsRu.

По словам Медведевой, Борис Черток умер в 07:40 утра в пятницу. О времени и месте церемонии прощания коллеги академика сообщат позже.

Борис Черток на протяжении многих лет руководил подготовкой и проведением академических чтений по космонавтике, более известных как «Королевские чтения». До последних дней жизни он оставался сотрудником корпорации «Энергия», читал лекции студентам.

Борис Черток, с именем которого связаны главные достижения СССР в освоении космоса, охотно делился воспоминаниями о тех событиях. Так, в интервью, данном семь лет назад «Российской газете», Черток поведал о секретном коде Гагарина, раскрыл причины проигрыша СССР американцам в «лунной гонке» и признался, что сам мечтал полететь в космос.

Рассказал академик и о своей первой встрече с Королевым, которая произошла в 1945 году в Германии, где Черток возглавлял институт «Рабе», созданный для восстановления немецкой ракетной техники. «Как-то раз раздается звонок из Берлина: «К тебе приедет подполковник Королев». Когда увидел его очень потрепанный «опель-кадет», помню, подумал: «Невелика птица...», - с улыбкой сказал Черток, отметив, что чем-то Королев его сразу покорил. Описывая характер главного конструктора, Черток отмечал, что тот никогда не стеснялся в крепких выражениях, но быстро отходил.

В интервью Черток также высказал мнение, что СССР не смог первым отправить своих космонавтов на Луну из-за отказа от наземной отработки первой ступени ракеты-носителя Н-1. «Для этого надо было построить огромный и очень дорогой огневой стенд. Решили не строить. И на пусках проявились те просчеты - конструктивные, технологические, проектные, которые должны были проявиться еще при наземных испытаниях», - пояснил академик.

По его словам, точку в «Лунной программе» поставили три человека: президент академии наук Мстислав Келдыш, министр общего машиностроения Сергей Афанасьев и секретарь ЦК КПСС по оборонным делам Дмитрий Устинов. Они пришли к выводу, что после четырех неудач нет смысла продолжать «лунную гонку». Королев к тому моменту уже умер, и главным конструктором был Василий Мишин. Хотя разработчики предлагали построить базу на Луне, «троица» с ними не согласилась, и проект так и не был реализован.

Речь в интервью зашла и о полете в космос Юрия Гагарина. «Когда мы шли на пуск Гагарина, то, конечно, рисковали очень сильно. Надо сказать, что и американцы проявили вслед за нами еще большую смелость: у них надежность пуска человека в космос на «Меркурии» была хуже», - признался академик.

О причинах присвоения секретного кода 125 Гагарину Борис Черток рассказал следующее: «Психологи считали, что у человека, оказавшегося один на один со Вселенной, может «поехать крыша». Поэтому для первого полета кто-то предложил ввести цифровой кодовый замок. Только набрав код «125», можно было включить питание на систему ручного управления».

По словам ученого, этот код запечатали в конверт. «Исходили из того, что, если Гагарин достанет конверт, прочтет и наберет код, следовательно, он в своем уме и ему можно доверить ручное управление. Правда, после полета ведущий конструктор «Востоков» Олег Ивановский признался: код он сообщил Гагарину еще до посадки в корабль», - сказал он.

В конце интервью журналисты спросили академика, хотелось ли ему самому когда-нибудь полететь в космос. И он честно ответил: «Хотелось», добавив с иронией, что в его возрасте «это был бы вполне оправданный риск».

В другом интервью журналу «Российский космос», опубликованном на сайте Роскомоса весной этого года, Борис Черток сожалел, что до сих пор у землян не нашлись во Вселенной товарищи по разуму.

«Мне 99 лет, и я чувствую удовлетворение от того, что оказался активным участником событий, имевших историческое значение. Но грустно осознавать, что мы одни в обозримом пространстве. Телескоп «Хаббл» обнаружил сотни экзопланет, но нигде нет условий для жизни. Сейчас единственная надежда на Европу - спутник Юпитера, где под твердой ледяной оболочкой якобы находятся океаны воды. Может быть, там найдутся следы жизни. Но пока разум свойственен только человеку, обитателю планеты Земля», - отмечал академик.




 
Суббота, 4 мая 2024
 

Читайте также