Регионы: Свердловская областьЧелябинская областьТюменская областьПермский край
Свердловская областьЧелябинская область

Лучшему российскому истребителю Су-27 исполняется 40 лет

20 января 2011 13:01
МОСКВА. Одному из лучших боевых самолетов-истребителей ХХ века, Су-27 (Sea Flanker — по классификации НАТО) «исполняется» 40 лет. Распоряжение о начале работ над авиапроектом «в ответ на североамериканский «Макдоннел-Дуглас F-15 «Игл»» было подписано Павлом Осиповичем Сухим 20 января 1971 года.
Как сообщают РИА «Новости», новый проект, разрабатывавшийся в рамках программы ПФИ (перспективный фронтовой истребитель), получил «фирменный» индекс Т-10. Его история началась двумя годами ранее, когда в СССР задумались об ответе на американскую программу FX (Fighter eXperimental), в рамках которой был создан один из лучших американских истребителей F-15 Eagle.
Советский Генштаб определил требования к перспективному фронтовому истребителю: он должен иметь большую дальность полета, взлетно-посадочные характеристики, позволяющие использовать короткие/поврежденные ВПП, маневренность, обеспечивающую превосходство в ближнем воздушном бою, традиционной «собачьей свалке», и оборудование для ведения дальнего ракетного боя за пределами визуальной видимости.
Высокие требования сразу сделали разработку будущего Су-27 нетривиальной задачей — над компоновкой будущего истребителя трудилось не только КБ. В его создание внесли огромный вклад специалисты ведущих авиационных НИИ — прежде всего, подмосковного ЦАГИ и Новосибирского СибНИА. Кстати, именно СибНИА стоит благодарить за то, что Су-27 состоялся в том виде, в каком мы его знаем. Еще в начале 1970-х годов, на «бумажном» этапе разработок, специалисты этого НИИ утверждали, что принятая компоновка Т-10 не позволит выполнить тактико-технические требования Минобороны и превзойти по характеристикам F-15. Этот неутешительный диагноз подтвердился в 1977 году, когда начались летные испытания новой машины. В 1981 году в воздух поднимается обновленная машина – Т-10С. Будущий Су-27 обрел свой облик. Испытания подтвердили превосходство новейшего советского истребителя над F-15. В 1984 году Су-27 пошел в серию. С этого момента и по сей день на серийных заводах в Комсомольске-на-Амуре, Иркутске и Новосибирске выпустили в общей сложности уже более 1,3 тыс. самолетов Су-27 и его модификаций – Су-30, Су-33, Су-34, Су-35.
Основными достоинством Су-27 является сочетание высокой маневренности со столь же высокими способностями к бою на дальних дистанциях. Это делает машину ОКБ Сухого грозным противником на всех дистанциях. Другой плюс — ее модернизационный потенциал: платформа 70-х годов прошлого века с установкой современного оборудования и вооружения получила второе дыхание и по-прежнему может соперничать с лучшими самолетами мира.
Выйдя на рынок в начале 1990-х, истребитель завоевал популярность, его используют ВВС 17 стран, он заслуженно считается одним из лучших самолетов своего поколения. Разнообразие модификаций позволяет найти приемлемый вариант для самых разных покупателей — от относительно небогатых стран Африки, нуждающихся в современных и не очень дорогих самолетах, до Индии, готовой отдавать по сотне миллионов долларов за ультрасовременные машины, насыщенные разнообразным высокотехнологичным оборудованием и вооружением. Су-27 и его модификации стали самыми продаваемыми самолетами 2000-х годов. Судя по всему, они сохранят эту позицию и в ближайшие годы, особенно с учетом постоянного торможения разработки нового «общезападного» истребителя F-35.
Технологический барьер, который встал перед разработчиками авиатехники в последние 20 лет, и экономические трудности замедлили принятие на вооружение машин нового поколения. И в этих условиях неудивительно, что платформа Т-10, как и его заокеанские оппоненты, продолжает развиваться — планы модернизации этой машины в ряде стран рассчитаны на период вплоть до 2040-х годов и, судя по всему, это не последний рубеж – серийное производство самолетов семейства Т-10 продолжается.




 
Вторник, 21 мая 2024
 

Читайте также