Регионы: Свердловская областьЧелябинская областьТюменская областьПермский край
Свердловская областьЧелябинская область

Автору «Твин Пикс» и «Малхолланд Драйв» Дэвиду Линчу — 65

20 января 2011 12:47
ЛОС-АНДЖЕЛЕС. Одному из самых загадочных режиссеров современности, лауреату премии «Золотая пальмовая ветвь» (1990) и приза за режиссуру Каннского кинофестиваля-2001, а также Венецианского «Золотого льва» за вклад в мировой кинематограф и коллекционеру бумажных коробочек собственного производства Дэвиду Киту Линчу сегодня исполняется 65 лет.
Автор одного из самых легендарных фильмов 80-х («Дюна»), легендарного сериала 90-х («Твин Пикс»), вошедшего в тройку лучших фильмов первого десятилетия ХХI века («Малхолланд Драйв») Дэвид Кит Линч родился 20 января 1946 года в небольшом американском городе Миссула, штат Монтана. Рос в лесных краях на северо-западе США (именно здесь он потом снимал «натуру» для «Твин Пикс». Линч в молодости с интересом занимался живописью, скульптурой и фотографией. Восхищение экспрессионизмом Кокошки на короткое время привело начинающего художника в Австрию, где жил его кумир. Среди своих любимых художников Линч называет также Ф. Бэкона и Э. Хоппера.
На курсах по экспериментальному искусству в 1966 году Линч увлекся мультипликацией и реализовал свой первый короткометражный анимационный фильм «Шесть блюющих мужчин» как заключительную работу. В 1967 году Линч приобрел кинокамеру и снял свой первый короткометражный фильм «Алфавит», в котором совмещались мультипликация и кинокадры. Картина основана на кошмарном сновидении племянницы жены режиссера Пэгги. Пэгги сыграла в фильме роль девочки.
В 1971 году Линч начал работу над своим полнометражным дебютом «Голова-ластик». Из-за финансовых проблем съемки неоднократно прерывались, и только через пять лет в 1976 году работа над фильмом была завершена. В этой работе Линч впервые демонстрирует талант создавать запутанные, сюрреалистические и впечатляющие своей мрачностью картины. Фильм представляет собой не столько повествование в привычном смысле слова, сколько путешествие внутри чьего-то сознания. Несмотря на то, что к фильму на киностудии отнеслись весьма скептически, он через короткое время стал культовым. Стэнли Кубрик высказал сожаление, что не он снял эту ленту. В 1980 году по заказу Мэла Брукса Линч работает над фильмом «Человек-слон», получившим впоследствии восемь номинаций на премию «Оскар», в том числе и за режиссуру. Фильм затрагивает тему человечности, представляя изуродованного главного героя гораздо более добрым, честным и человечным, чем окружающие его «нормальные» люди. После этого Линч получил предложение снять третью часть эпопеи «Звездных войн», однако отдал предпочтение роману «Дюна» (в экранизации Дэвид Линч открыл миру молодого актера Кайла МакЛахлена, ставшего впоследствии главным актером «Твин Пикс»). В 1986 году при финансовой поддержке легендарного продюсера Дино Де Лаурентиса (недавно скончавшегося в США) выходит скандальный триллер «Синий бархат», рассказывающий о тайной преступной сети, которая держит под контролем жизнь в патриархальном американском городке. Фильм получает награды Национального общества кинокритиков в номинациях «Лучший фильм» и «Лучший режиссер»; в разрезе кинокритики это вообще самый успешный фильм режиссера. Начиная с «Синего бархата» Линч обретает большое число поклонников в Европе и особенно во Франции; многие его последующие кинопроекты финансирует французский Canal+.
В 1990 году Линч снял гротескное роуд-муви «Дикие сердцем». Несмотря на смешанную реакцию критиков, каннское жюри во главе с Бернардо Бертолуччи присудило ленте «Золотую пальмовую ветвь». В том же 1990 году стартовал первый телевизионный сериал Линча — «Твин Пикс». Сериал стал знаковым культурным явлением начала 90-х. Ежегодно под Сиэтлом проходит слет поклонников «Твин Пикса», а музыкальная тема Анджело Бадаламенти, написанная специально для сериала стала интернациональным «хитом поколения».
В начале 2000-х Линч работал над новым телесериалом, который был снят с производства после неудачных тестовых показов. Перемонтированные и доснятые эпизоды образовали картину «Малхолланд Драйв» (2001), которая после неоднозначной реакции первых зрителей в Каннах стала культовой и по итогам 2000-х годов была названа журналом «Кайе дю синема» главным фильмом десятилетия. «Малхолланд Драйв» продолжает магистральную линию творчества Линча и его поисков в области нарративного искусства (объективизация субъективных переживаний, расщепление сюжетной структуры в традиции «Кабинета доктора Калигари»).
В свободное время Линч занимается живописью и фотографией. Одна из фотографий Линча была выбрана в 2008 году в качестве афиши 61-го Каннского кинофестиваля. Он является автором фотосерии «Фетиш-шоу», где модели запечатлены в обуви дизайнера Кристиана Лубутена. «Фетиш-шоу» выставлялось, в частности, в московском центре современной культуры «Гараж».




 
Пятница, 17 мая 2024
 

Читайте также