Регионы: Свердловская областьЧелябинская областьТюменская областьПермский край
Свердловская областьЧелябинская область

Евгения Умникова: Учебный год кончается — работа продолжается

7 июня 2008 11:12

— Евгения Леонидовна, как вы оцениваете итоги этого учебного года?

— Учебный год в целом прошел хорошо. Не могу пока определенно сказать о результатах итоговой аттестации выпускников, потому что она продолжается.

В образовательных учреждениях Екатеринбурга создаются комфортные условия, используются активные здоровьесберегающие технологии, делается все возможное в части доступности образования для всех горожан.

— Как встретили 11-классники, их родители и педагоги весть о проведении ЕГЭ?

— По тому ощущению, которое есть у меня, у специалистов управления образования, ученики отнеслись к ЕГЭ достаточно спокойно. Мне кажется, это объяснимо, ведь ученики 11-х классов знают, что в конце учебного года их ждет итоговая аттестация, поэтому готовятся. Форма итоговой аттестации может быть различной: ребятам важно показать, как они умеют пользоваться полученной на уроках информацией, оперировать понятиями, использовать свои компетентности. Родители тоже восприняли достаточно спокойно известие о ЕГЭ. По крайней мере, большого количества вопросов со стороны родительской общественности не последовало.

Разумеется, ЕГЭ неоднозначно воспринимается специалистами и учителями. Учителя как участники образовательного процесса к новой форме подошли достаточно критически и этому есть свои объяснения.

Хочется посмотреть результаты, как мы справились с ЕГЭ в этом году, сравнить с показателями учащихся из городов Свердловской области, других городов-милионников. Особенно полезен опыт территорий, где ЕГЭ проводится несколько лет.

— Со следующего года ЕГЭ будет обязательным. Чего ждать учащимся, их родителям и педагогам?

— Действительно, если в этом году ЕГЭ в нашей области проводился в качестве эксперимента, в следующем году он войдет в штатный режим. Думаю, изменения коснутся контрольно-измерительных материалов — то есть заданий, которые предлагаются ученикам. Возможно, больше финансов будет направляться на подготовку преподавателей. Педагоги должны хорошо знать тестовую технологию сдачи экзамена.

Не исключено, что будет обсуждаться целесообразность сдачи единого государственного экзамена по предметам гуманитарного цикла — скажем, литературе, иностранным языкам. В этом году возникли сложности с проведением ЕГЭ по иностранным языкам, результаты необходимо проанализировать, чтобы избежать проблем в будущем.

В течение учебного года для учащихся Екатеринбурга проводились городские контрольные работы с помощью компьютерной техники, но это несколько другое, нежели ЕГЭ.

— Ожидаются ли какие-то изменения в учебном плане в связи с введением ЕГЭ в штатный режим?

— Есть понятие «базисный учебный план» — образовательные области и конкретные предметы. Тестирование — это технология, а не предмет, это способ, с помощью которого можно оценить знания. Скорее всего, новых предметов не появится. Данный вопрос не входит в компетенцию управления образования или руководителя образовательного учреждения. Решение об учебном плане базисном принимается на более высоком уровне.

— В таком случае, на что стоит обратить внимание нынешним 10-классникам, чтобы через год успешно сдать ЕГЭ?

—Ответственно и серьезно подходить к учебному процессу.

— Постоянно обсуждаются вопросы, связанные с введением единой школьной формы. В скольких школах она действует?

— Специальную статистику по количеству таких школ и классов мы не ведем. Родители постепенно приходят к мысли, что единая школьная одежда нужна. Она удобнее с точки зрения гигиены, дисциплинарных моментов, это элемент корпоративной культуры. Родителям учеников предлагают различные варианты школьной формы, они как участники образовательного процесса могут решать вопрос о введении формы на родительских собраниях. Есть много разных вариантов формы — юбки, брюки, жилеты, жакеты… Все-таки учащиеся должны приходить на учебу в одной одежде, не отвлекаясь, у кого лучше, у кого хуже.

Ребенок приучается, что для разных видов деятельности есть соответствующая одежда. Согласитесь, в школьной форме подростку не очень удобно будет курить или пить пиво. Будет понятно, по эмблеме школы, которая пришита на форме, что это ученик. Так что это еще и моральный, воспитательный эффект.

— Продолжим тему воспитания. Активно обсуждается тема введения педагогов-тьюторов. Нужны ли они?

— Хорошо, что в нашем государстве подошли к этому вопросу. Само явление не ново, во многих странах уже есть такие педагоги — участники педагогического процесса. Они отслеживают поведение ребенка, помогают выстроить индивидуальный учебный процесс. Эта система представлена в странах Скандинавии — Финляндии, Швеции, где в последние годы улучшилось качество образованности выпускников. Будет правильно, если такие педагоги появятся у нас.

— Эти же функции у заместителей директоров школ по воспитательной работе и классных руководителей. Зачем тьюторы?

— Тьютор — это педагог, который присутствует на уроках, в каждом классе свой специалист. Он контролирует, наблюдает, как ученики усваивают учебный материал, отслеживает, у кого лучше дела с учебой, у кого похуже. Педагог-тьютор выясняет, что ребенку мешает усваивать материал, беседует с учеником, при необходимости подключает родителей.

У классного руководителя несколько другие функции — проконтролировать успеваемость, проинформировать родителей о делах школы и отдельного класса, формировать детский коллектив, проводить классные часы, посещать с ребятами театры, выставки, экскурсии. То есть работа по воспитанию коллектива, задача тьютора — помогать в учебе.

Введение должности тьютора — очень затратный в финансовом отношении проект. Должны быть предусмотрены дополнительные средства из государственного бюджета: тьютор должен быть в каждом классе. Что касается специалистов, думаю, недостатка в них не будет. В педуниверситете ведется подготовка социальных педагогов, психологов. Эти специалисты востребованы, они и могут быть тьюторами.

— Что в прошедшем учебном году сделано в деле реконструкции, ремонта школ и что предстоит?

— Учебный год мы начинали открытием новых зданий гимназий №9, 37, вновь построенного помещения гимназии №2. Накануне нового года в эксплуатацию сдавалась школа №86 Чкаловского района. В этом году началось строительство школы-новостройки на улице Крестинского, объект планируется сдать в будущем году.

Активно велась реконструкция детских садов: полностью проведена реконструкция четырех зданий. Очень важное событие — строительство двух новых зданий детсадов в Кировском и Чкаловском районах.

При подготовке к этому учебному году ожидается еще одно приятное событие — после реконструкции откроется прежнее здание гимназии №2. Продолжается реконструкция школы №22 Орджоникидзевского, 104-й гимназии Железнодорожного районов, ведется работа по проектно-сметной документации еще ряда объектов — гимназии №5 Ленинского района, Центра образования Ленинского района, лицея №88 Кировского и гимназии №155 Железнодорожного районов. Все это благодаря программе реконструкции и ремонта ветхих школ. В прошлом году на эти цели потрачено около миллиарда рублей, в этом — запланировано 1 миллиард 400 миллионов рублей.

— Наступили долгожданные летние каникулы. Что хотели бы пожелать педагогам, родителям, ученикам?

— Конечно, качественного отдыха, чтобы в новый учебный год прийти с новыми силами. Лето — необходимая пауза в умственной деятельности, детям лучше оторваться от компьютеров и провести время на природе, например, в лагере. Педагогам и представителям здравоохранения, которые участвуют в оздоровительной кампании — успехов. Хочется, чтобы наши лагеря качественно поработали и все были заполнены, особенно загородные. Успехов строителям, которые заняты в ремонтных работах в школах, пусть они сделают все вовремя.

© Ирина Никитина, АПИ





 
Воскресенье, 19 мая 2024
 

Читайте также