Регионы: Свердловская областьЧелябинская областьТюменская областьПермский край
Свердловская областьЧелябинская область

Трагедии, произошедшие этим летом с туристами, были запрограммированы в предыдущие годы

17 августа 2007 17:47

Ряд трагедий, произошедших этим летом со свердловскими туристами на Алтае и московскими туристами в Свердловской области, были запрограммированы последними 15 годами развития так называемого «неорганизованного» туризма в России. На начало этого периода пришлось резкое падение интереса к этому виду отдыха и, как следствие, утрата принципов безопасности при организации походов, действовавших в СССР. К такому выводу пришли свердловские эксперты, анализировавшие ЧП последнего месяца.

Напомним печальную хронику событий, произошедших буквально за последний месяц: 16 июля на перевале Делонэ в районе горы Белуха (Алтай) насмерть разбился альпинист из Екатеринбурга Алексей Коржавин. Вместе с внуком совершал восхождение на Белуху. 26 июля стало известно, что в районе заповедника Денежкин Камень под Ивделем потерялись две несовершеннолетние девочки 12 и 16 лет — участницы кружка при Московском зоопарке «Юный биолог». Как выяснилось позже, руководитель группы отправил девочек в лес одних «собирать шмелей» и после этого в течение двух дней силами оставшихся детей крайне неумело пытался организовать поиски пропавших. Неделю спустя свердловские спасатели обнаружили девочек живыми и здоровыми. 1 августа поступило сообщение о пропаже в горах Алтая молодого екатеринбургского каякера Андрея Еремина. В составе группы из 15 человек он проходил водным маршрутом одну из самых сложных рек России — Башкаус. В ходе сплава Андрей решил обойти очередной порог его по берегу. Из группы с ним не пошел никто и даже после того как Андрей не вышел к месту сбора, его не стали искать, а отправились дальше. Тело туриста нашли 12 августа — Еремин погиб, сорвавшись со скалы. Сегодня в Екатеринбурге прошла церемония прощания с ним.

Естественно, что различные ЧП во время походов происходят каждый год и не только в России. Но в последние годы их количество именно среди отечественных туристов стало возрастать. Конечно, людей, посещающих лес, стало больше — походы вновь становятся популярны. Однако это еще не означает, что в такой же пропорции должно увеличиваться и число несчастных случаев. Поэтому именно сейчас, уверены и спасатели и профессиональные туристы, надо разобраться в причинах, происходящих трагедий. В этом плане вышеперечисленные ЧП являются показательными.

Во-первых, произошли все три инцидента из-за неправильных действий руководителей групп. Во-вторых, собственные возможности погибшими туристами были явно переоценены. В-третьих, разрыв во времени между фактом происшествия и поступлением информации к спасателям (особенно в двух последних случаях) был слишком большим. Почему так получилось? Дело в том, что многие современные туристы и обычные люди, отправляющиеся на природу, не владеют даже элементарными навыками поведения на этой самой природе и не умеют действовать во внештатных ситуациях. Нередко люди, которые ходят в лес не первый год, не знают даже оказывать первую медицинскую помощь.

Как рассказала АПИ директор МУ «Спортивно-туристический клуб Екатеринбурга» Татьяна Киселева, если в советское время на всей территории бывшего СССР действовало около 900 туристических клубов, то теперь их остались считанные единицы. «К 1992 году в Свердловской области было 36 турклубов, после осталось только 5»,— подчеркнула Татьяна Киселева. А ведь эти организации выполняли сразу несколько важных функций в упорядочивании самого массового из видов активного отдыха граждан. В рамках этих объединений готовились инструктора, руководители тургрупп, формировались отряды добровольных спасателей, проводилась методическая поддержка путешественников отправляющихся на маршрут. А также, что очень важно, велся учет и контроль значительной части туристических групп. Причем у комиссий турклубов было даже право запретить группе выходить на маршрут в случае слабой подготовки участников или ее руководителей.

Конечно, турклубы не охватывали всех людей, отправляющихся в походы. Но все же достаточно большой объем работ ими проводился. Сейчас к их помощи прибегают только при составлении маршрутов (до сих пор в архивах того же екатеринбургского клуба хранятся сотни отчетов о маршрутах с описанием возможных трудностей). Проводятся, конечно, и соревнования, и курсы повышения квалификации туристов. Но объемы этой работы сократились в десятки раз. Подготовка тех же инструкторов и спасателей практически не ведется. «Мы все еще можем это делать, но кто сейчас готов работать спасателем на общественных началах — таких единицы»,— иронически отметила Татьяна Киселева.

Стоит добавить, что методические рекомендации для туристов, большинство из которых было разработано еще в советские времена, устарели. Как пояснил заместитель начальника ОГУ «Служба спасения Свердловской области» Николай Мурзин: «Это сравнимо с той ситуацией как если бы рекомендацию по управлению «Запорожцем» использовать для управления «Мерседесом». Действительно современное туристическое снаряжение предоставляет гораздо больше возможностей, чем-то, для которого писались рекомендации. Однако применять его тоже надо уметь. И это не говоря уже о том, что в России до сих пор не существует четких правил для проведения походов и путешествий.

Рекомендации, даже устаревшие, остаются лишь рекомендациями, и соблюдать их вовсе не обязательно. Например, многие ли при совершении многодневного похода следуют рекомендации о регистрации своей группы и маршрута в региональном поисково-спасательном отряде или местном турклубе? Выполняют ее только единицы. А большинство просто не задумывается о возможных ЧП и том, кто в таком случае к ним придет на помощь. Руководитель той же группы Еремина считается одним из самых опытных водников в стране, однако регистрацией он пренебрег.

Действительно кто-то из туристов надеется на собственный опыт, а кто-то и вовсе считает, что в случае ЧП спасатели умеют оказывать реальную помощь, правильно организовывать поисковые операции на природе. Мол, они сведущи в том, как правильно работать при техногенных авариях и природных катаклизмах, нежели разбираются, что и как нужно делать в лесу.

По словам того же Николая Мурзина, руководившего поисками пропавших под Ивделем девочек, во время работ ему часто высказывалась претензии, что его люди делают что-то неправильно, ведут себя неактивно, а иногда и вовсе бездействуют. «Это нормальная практика. Многие упрекают нас за это и мало кто понимает, что у спасателей есть своя методика, отработанная годами практики. Нам приходится оставлять в базовом лагере резервные группы на случай, если будет обнаружен свежий след, выставлять на вершинах координаторов групп и так далее. Со стороны многим кажется, что кто-то из спасателей баклуши бьет, а на самом деле идет масштабная и напряженная работа»,— пояснил Николай Мурзин. Стоит добавить, что многие участники спасотрядов сами являются высококлассными туристами.

Подытоживая, стоит еще раз подчеркнуть, современный туристы во многом утратили правила и нормы безопасного поведения. И это при том, что возможности выполнять более сложные походы у них явно расширились. Доступнее стало и разнообразное снаряжение, и информация об интересных маршрутах, да и с доставкой к точке выхода на маршрут стало тоже проще. Есть ли из сложившейся ситуации выход?

Думается, что есть. С одной стороны государство должно обратить наконец-то внимание на вопрос организации массового туризма. Во-первых, стоит существенно обновить базу методических рекомендаций для туристов и создать наконец-то общие правила поведения в походе. Во-вторых, стоит восстановить систему подготовки тренеров, инструкторов и руководителей групп по различным видам туризма. В-третьих, необходимо создать нужное количество тренировочных баз, где самые обычные люди могли бы получать основные туристические навыки, готовится к походу. В-четвертых, определенные усилия стоит потратить и на пропаганду принципов организации безопасных походов и поведения в лесу (соответствующие памятки можно вывешивать на наиболее популярных среди туристов объектах природы и маршрутах). И, наконец, в-пятых, правоохранительные органы должны начать привлекать к ответственности руководителей и участников групп, проявивших халатность в вопросах безопасности и послужившую причиной трагедии. Главное, чтобы люди, отправляющиеся на природу, осознавали — цена за необдуманное, безграмотное поведение может быть очень большой.

© Игорь Пушкарев, АПИ





 
Суббота, 13 сентября 2025
 

Читайте также