Регионы: Свердловская областьЧелябинская областьТюменская областьПермский край
Свердловская областьЧелябинская область

Уральские артефакты великой войны: повесть о реинкарнации огнеметной «тридцатьчетверки»

10 мая 2007 16:55

Многочисленные парады Победы прошли накануне во многих городах России, отгремели праздничные салюты. Все — празднование 62-й годовщины победы в Великой Отечественной войне завершено, и страна вернулась к рабочим будням. А между тем 10 мая 1945 года советским войскам еще приходилось подавлять сопротивление отдельных подразделений Вермахта, отказавшихся сдавать оружие. А впереди была еще война с Японией! Но, тем не менее, мирная жизнь уже начинала брать свое. Тем более что в этот день в советской печати было опубликовано обращение Верховного Главнокомандующего, маршала Советского Союза Иосифа Сталина к советскому народу, объявившее о завершении войны.


Информационное агентство АПИ заканчивает серию очерков «Уральские артефакты великой войны», посвященных знаменитым образцам военной техники времен Великой Отечественной войны, связанных своей историей со Средним Уралом. В сегодняшнем материале речь пойдет о том, как удалось возродить уникальный огнеметный танк ОТ-34, произведенный на «Уралвагонзаводе» в 1942 году.


Вплоть до 1999 года считалось, что в России не сохранилось ни одной подобной машины. Однако именно в этом году произошло своеобразное чудо, и ОТ-34 снова появился на свет. Дело в том, что в течение 1998-1999 годов участники поискового отряда «Элиганс» производили геофизическую разведку в районе московского микрорайона Косино. Расположен он неподалеку от МКАД и основной достопримечательностью его являются три озера: Черное, Белое и Святое. Все они занесены в реестр ЮНЕСКО, ибо обладают уникальной способностью к самоочищению и вода озер обладает целебными свойствами. Так вот — в толще донных отложений одного из этих озер — озера Черного — приборы поисковиков зафиксировали большой кусок железа — предположительно танк.


От земной поверхности машину отделяли 1,5-метровый слой воды и еще 4 метра ила. Чтобы вытащить танк пришлось прибегнуть к помощи промышленных водолазов и военных тягачей. Спасательная операция началась в феврале 1999 года. В течение трех дней ныряльщики прямо в воде очищали танк от напластований ила и грязи. Оказалось, что он лежит кверху днищем и весь опутан стальными тросами. Все это создавало дополнительные трудности, пришлось расширить границы ямы и подбираться снизу к крюкам, за которые можно было его подцепить тросами. Как только это удалось сделать за дело принялись команды двух танковых тягачей. Еще три дня, метр за метром, танк потихоньку вытаскивали из озера.


Как сообщила АПИ сотрудница «Музея истории «Уралвагонзавода» Ольга Гурская, когда машину удалось вытащить на берег и очистить от грязи выяснилось, что поисковикам «улыбнулась удача» — со дна Черного озера они подняли уникальный танк ОТ-34-76, выпущенный в 1942 году на «Уралвагонзаводе». Помимо пушки он был оснащен еще и специальным огнеметом, устанавливавшемся вместо пулемета. Тут стоит совершить небольшой экскурс в историю.


Различные горючие жидкости в боевых действиях человек начал использовать еще в глубокой древности. Пожалуй, самым знаменитым из них является «греческий огонь». Официально считается, что его изобрел в 673 году инженер Каллиник, который служил византийскому императору Константину IV. Установка с «греческим огнем» представляла собой медную трубу — сифон, через который под давлением извергалась горючая смесь нефти и масла. Предположительно, максимальная дальнобойность такого оружия составляла всего 25 метров. Активно оно использовалось в морских сражениях, так как смесь продолжала гореть даже в воде.

Свое «второе» рождение огнеметы получили в начале 20 века во время Первой мировой войны. Огнеметчики наносили не только урон живой силе противника, но и оказывали на него психологическое воздействие. Вражеские солдаты предпочитали бежать, чем быть заживо сожженными. К началу Второй мировой войны огнеметы стояли на вооружении большинства развитых стран. Более того, были разработаны более мощные фугасные огнеметы — дальность выстрела у них существенно превышала дальность других подобных систем. Достигнуть эффекта удалось за счет того, что требуемое давление создавалось путем взрыва пороховой шашки.


Огнеметное вооружение РККА периода Второй мировой войны считалось одним из самых лучших. В частности к началу 1941 года советскими инженерами был разработан танковый огнемет АТО-41, где вместо пороховой шашки использовался холостой выстрел от 45-миллиметровой пушки. Предназначался он для установки на танки Т-34 и КВ, при этом обычное артиллерийское вооружение с них не снималось. АТО-41 имел запас огненной смеси равный 100 литрам и мог произвести 10 односекундных выстрелов на расстояние до 100 метров.


Уже в 1942 году конструкторы модернизировали танковый огнемет, который получил название АТО-42. Запас огнеметной смеси был увеличен за счет использования запасных баков с моторным топливом. На танке Т-34 он был доведен до 200 литров, на КВ — до 570 литров. В результате модернизированный огнемет на Т-34 мог произвести до 20 выстрелов, а на танке КВ — 57 выстрелов. Кроме того, удалось увеличить и дальность огнеметания — с 100 до 120 метров. При этом оно могло вестись как одиночными выстрелами, так и очередями.


Сколько за годы Отечественной войны было произведено огнеметных или как их еще называли «химических» танков точно уже не известно. Однако подлинных ОТ-34-76 к 1999 году в России не было ни одного. Поэтому поднятый со дня Черного озера экземпляр был поистине уникальным. Решением Министерства обороны РФ, сообщила Ольга Гурская, машину было решено передать на «Уралвагонзавод». К счастью сохранность танка была превосходной. На заводе при помощи специалистов российского Военно-исторический музей бронетанкового вооружения и техники, что в Кубинке, по большому счету пришлось только его перебрать, отмыть все детали от грязи, покрасить и собрать заново.


Удалось также установить и судьбу танка. Он действительно был собран на УВЗ и отправлен на фронт в 1942 году. Однако до фронта ОТ-34 не успел доехать. 27 декабря 1942 года во время тренировочных маневров в районе деревни Косино, при попытке переправиться по льду Черного озера машина провалилась под лед и затонула. По сохранившимся воспоминаниям местных жителей, свидетелей происшествия, танковая колонна из трех машин попыталась пересечь замерзшее озеро. Первый танк прошел нормально, но лед не выдержал, и другие два танка провалились под воду.


К счастью, человеческих жертв удалось избежать. Как это и полагается во время переправы, в машинах оставались только механики-водители и они успели выпрыгнуть на лед. Танк шедший посредине удалось практически тут же вытащить. Последняя машина ушла под воду глубоко и, несмотря на многочисленные попытки, продолжавшиеся до 28 апреля 1943 года, достать ее не удалось.

Долгое время реконструированный танк ОТ-34-76 являлся единственным уцелевшим огнеметным танком на базе Т-34 времен Великой отечественный войны. Но, осенью 2006 года поисковикам недалеко от деревни Баталово Новосокльнического района Псковской области удалось поднять еще один такой огнеметный танк, правда, уже 1943 года выпуска. Эта бронемашина участвовала в освобождении от немецких войск Новосокольнического района, была подбита и затонула в болоте. Сейчас этот танк также восстанавливается и вскоре будет помещен в одном из военно-исторических музеев страны.

Первый же реконструированный ОТ-34 стал настоящей визитной карточкой Нижнего Тагила и всей Свердловской области. Ему доверяют «открывать» не только тагильские парады победы, но и все крупнейшие международные выставки, которые ежегодно проходят на полигоне Нижнетагильского института испытания металлов, включая «Russian ExpoArms».


Естественно, что в рамках спецпроекта «Уральские артефакты великой войны» нам не удалось охватить всех известных образцов военной техники эпохи Великой отечественной войны, чья история связана со Средним Уралом. Однако такой цели и не ставилось. Не дать подернуться пеленой забвения свидетельств истории, хранящихся на уральской земле, побудить к ним интерес и внимание — вот, пожалуй, главная задача. Хочется верить, что хотя бы отчасти этой цели удалось достичь.

В завершение же хочется выразить искреннюю благодарность за помощь, оказанную при сборе материалов: советнику директора ОАО «Уралэлектромедь» Игорю Бугровскому, начальнику отдела по связям с общественностью ОАО «Уралмашзавод» Сергею Агееву, директору ГУК «Ирбитский государственный музей мотоциклов» Александру Буланову, сотруднице музея бронетанковой техники ФГУП «ПО «Уралвагонзавод» Ольге Гурской, а также сотрудникам пресс-службы ООО «УГМК-Холдинг».

© Игорь Пушкарев, АПИ





 
Воскресенье, 5 мая 2024
 

Читайте также