Регионы: Свердловская областьЧелябинская областьТюменская областьПермский край
Свердловская областьЧелябинская область

Уральские артефакты великой войны: гаубицы, которые потрясли мир

7 мая 2007 17:45

Информационное агентство АПИ продолжает серию очерков о знаменитой боевой технике, которая является для нынешнего поколения символом Великой Отечественной войны и связана своей историей со Средним Уралом. В рамках сегодняшней заметки читатели познакомятся со знаменитыми гаубицами, произведенными в годы войны на «Уралмашзаводе».

Стоит отметить, что в годы войны «Уральский завод тяжелого машиностроения» совместно созданным на его же базе секретным заводом №9 стал для СССР в годы войны центром по разработке и выпуску образцов гаубичной и самоходной артиллерии. Добавим, что в 1942 году на базе артиллерийского конструкторского бюро «Уралмашзавода» в составе завода №9 было создано особое конструкторское бюро — ОКБ №9. Возглавил это подразделение Федор Федорович Петров и сегодня ОКБ №9, которому в этом году исполнилось 65 лет, носит именно имя своего первого главного конструктора.

Поэтому рассказ о самых известных гаубицах, произведенных на свердловской земле, стоит начать именно с детища конструкторского бюро Федора Петрова — гаубицы Д-1. Это орудие попало в Книгу рекордов Гиннеса как пушка, на разработку которого ушло меньше всего времени. Как рассказал АПИ представитель ОАО «Уралмашзавод» Сергей Агеев, с разработкой гаубицы Д-1 связана целая история. По сохранившимся свидетельствам очевидцев, ночью 12 апреля 1943 года главному конструктору ОКБ №9 Федору Петрову поступило распоряжение от наркома Дмитрия Устинова. Оно гласило — к 1 мая свердловские специалисты должны были представить 5 готовых образцов облегченной 152-миллиметровой гаубицы нового образца.

Дело в том, что серийное производство 152-миллиметровых гаубиц M-10 образца 1938 года было прекращено еще в 1941 году в виду сложности производства и обслуживания данного орудия, а также из-за его веса — для транспортировки этой пушки нужны были тягачи, которых в войну очень не хватало. Однако войска остро нуждались в мощном, но в тоже время маневренном орудии. Собственно перед уральцами и была поставлена задача — разработать такое орудие.

Однако на момент получения распоряжения у конструкторов ОКБ №9 не было даже рабочих чертежей для новой гаубицы, а нормальный срок для выполнения такого проекта составлял 1,5-2 года. Тем не менее, решение, принятое Государственным комитетом обороны, надо было выполнять. Счет шел буквально на минуты, поэтому главный конструктор ОКБ-9 Федор Петров в ту же ночь сам обошел квартиры своих помощников, вызвал в КБ, и они приступили к работе.

Позже Дмитрий Устинов написал в своих мемуарах: «Я хорошо изучил стиль работы Федора Федоровича Петрова и знал, что он сейчас же соберет свой «боевой расчет» — конструкторов. Они будут неотрывно колдовать над чертежами до тех пор, пока не выработают приемлемые контуры будущей конструкции. Им предстояло разрешить извечное противоречие между мощностью орудия и его подвижностью, маневренностью».

Итог превзошел все ожидания — за 18 суток специалисты ОКБ не только сумели спроектировать орудие, но и воплотить его в металле вместе с рабочими завода. При этом гаубица Д-1 по своей огневой мощи на 80% превзошла по огневой мощи свой прототип — орудие М-10. Конструкторы сумели воплотить в гаубице главные принципы Федора Петрова: простота, надежность, унификация. По сути основу разработки составили узлы и части, позаимствованные у других моделей орудий. Естественно, что они были модернизированы в соответствии с новыми задачами.

В серийное производство после испытаний орудия Д-1 были приняты 8 августа 1943 года под общим названием «152-миллиметровая гаубица образца 1943 года». А свое «боевое крещение» они получили не где-то, а сразу в боях на Курской дуге, где отлично зарекомендовали себя. Пушка активно использовалась на завершающем этапе войны — в 1944-1945 годах — для стрельбы с закрытых позиций по окопанной и открыто расположенной живой силе противника, его фортификациям и заграждениям, важным объектам в его ближнем тылу. Кроме того, при самообороне эта гаубица в сочетании с бронебойными снарядами активно использовалась для поражения танков и самоходок противника. У артиллеристов Д-1 снискала себе репутацию надежного и точного при стрельбе орудия.

Вторым знаменитым теперь уже своей «живучестью» орудием «Уралмашзавода», продолжил Сергей Агеев, является 122-мм гаубица М-30. В середине войны на заводе стало известно, что в войсках есть орудие, сделавшее 18 тысяч выстрелов. И это при норме — 10 тысяч выстрелов! Завод предложил командирам подразделения обменять этот экземпляр на новый. Они пошли на встречу и отдали гаубицу.

После того как она была доставлена на свердловский завод, была проведена тщательная многогранная экспертиза. Ее результаты были ошеломляющими — орудие не только произвело 18 тысяч выстрелов, но не потеряло своих тактико-технических характеристик и пригодна к дальнейшему боевому использованию. Более того, при формировании очередного эшелона с боевой техникой обнаружилось, что одного орудия не хватает. И с согласия военной приемной комиссии уникальная гаубица снова отправилась на фронт, как только что изготовленное орудие. К сожалению, дальнейшая судьба его не известна.

Стоит отметить, что гаубица М-30 производилась с 1939 по 1955 год. Орудие использовалось для стрельбы с закрытых позиций по окопанной и открыто расположенной живой силе противника. Также ее с успехом применяли для разрушения вражеских полевых фортификационных сооружений и проделывания проходов в проволочных заграждениях при невозможности использования минометов. Для легких и средних танков прямое попадание 122-миллиметрового фугасного снаряда, выпущенного из М-30, во многих случаях было фатальным, вплоть до срыва башни. Тяжелые «Тигры» были более защищены, но в 1943 году немцами был зафиксирован случай нанесения тяжелых повреждений и этим танкам при боевом столкновении с советскими самоходками СУ-122, вооруженными гаубицами М-30.

Добавим, что войска Вермахта также использовали несколько десятков этих орудий, захваченных в первые годы войны, в качестве мощных, тяжелых орудий на Восточном фронте, при создании оборонительных сооружений Атлантического вала на северо-западном побережье Франции. Вторую жизнь орудия получили во время войны в Афганистане, где не требовались самые современные образцы артиллерийского вооружения, а войска нуждались в надежных и мощных орудиях.

Но, пожалуй, самым знаменитым своим орудием представители «Уралмашзавода» считают пушку №1804 — 122-миллиметровую гаубицу образца 1910-1930 года. Именно это орудие попало в анналы истории — как первая гаубица, из которого был произведен выстрел по Рейхстагу в 1945 году. Сейчас это орудие установлено на вечном хранении в Музее артиллерии, связи и инженерных войск Санкт-Петербурга. На его щите имеются следы от трех пробоины и несколько вмятин. Табличка, укрепленная рядом, гласит «Командир орудия — старший сержант Игнатьев С.Н., командир взвода — младший лейтенант Котов А.Н.». Примечательно, но командир батареи, к которой относилась и орудие №1804, считается первым, кто сумел расписаться на Рейхстаге.

К сожалению, о боевой судьбе этого орудия практически ничего не известно. До сих пор нигде не опубликованы и данные о том, где же было изготовлено это орудие. Между тем, все 122-миллииметровые гаубицы образца 1910-1930 годов изготавливались только на Урале. Именно поэтому сотрудники «Уралмашзавода» считают это орудие своим.

Стоит отметить, что 122-миллиметровая гаубица «Шнейдера» встала на вооружение еще царской армии в 1910 году. Годом ранее был проведен конкурс на поставку для российской армии 122-миллиметровых орудий, и победу в нем одержала гаубица Круппа. Однако генерал-инспектор артиллерии великий князь Сергей Александрович, по слухам имел давние и небескорыстные отношения с французской фирмой «Шнейдер». Гаубица этой фирмы обладал устаревшей поршневой системой затвора, и не рассматривалась изначально в качестве кандидата на победу. Однако «административный ресурс» сыграл свою роль и в 1910 году это орудие наряду с гаубицей Крупа все-же приняли на вооружение. Не смотря на эту почти детективную историю орудия неплохо зарекомендовали себя в боевых действиях Второй мировой войны.

© Игорь Пушкарев, АПИ





 
Среда, 30 апреля 2025
 

Читайте также