Регионы: Свердловская областьЧелябинская областьТюменская областьПермский край
Свердловская областьЧелябинская область

Свердловский автоспорт — от энтузиазма и спонсорских денег к профессионализму и безубыточности

18 апреля 2007 17:48

Автоспортивные соревнования в Свердловской области переживают развитие. С каждым годом они становятся все более массовыми, все более зрелищными и все более профессиональными. Иными словами автоспорт в регионе постепенно перерастает из разряда соревнований среди нескольких энтузиастов, любителей своего дела, в массовый вид состязаний с претензией на хороший, по российским меркам, профессиональный уровень.

Уже буквально в эти выходные под Екатеринбургом начнутся первые гонки летнего сезона — чемпионат Свердловской области по автогонкам «Автоспринт-2007». Соревнование подобного плана в регионе проводится впервые. И, по сути, под их эгидой в этом году удалось объединить целую серию любительских гонок, проводившихся в прежние годы в разных городах Среднего Урала. Теперь все они стали этапами одного чемпионата с едиными техническими регламентами и правилами. А ведь это уже серьезно напоминает профессиональный спорт!

Подобные же процессы объединения и унификации происходят сейчас и в других «любительских» видах автоспорта: дрэг-рейсинге и трофи-гонках. Стоит отметить, что при всей демократичности подобных мероприятий — стоимость допуска участников к соревнованиям отнюдь не копеечная. Например, за участие в одном этапе гонок по автоспринту, по словам организаторов, желающим придется заплатить от 500 до 1000 рублей, а за трофи-гонку — от 2000 до 6000 тысяч рублей. Стоит добавить, что в среднем в подобных мероприятиях за победу сражается по 50-100 человек. Так что же такое современный любительский автоспорт на Среднем Урале — выгодное коммерческое предприятие или «бои» автоэнтузиастов, которые готовы без оглядки тратить деньги на свое увлечение?

Все организаторы автогонок дали корреспонденту АПИ на этот вопрос однозначный ответ: на данный момент соревнования переросли старый советский принцип бюджетного финансирования, но до сих пор не смогли стать даже самоокупаемым коммерческим предприятием. «Весь свердловский автоспорт живет сейчас за счет спонсорских денег. Причем прямой финансовой отдачи такие люди и организации от своих вложений не получают. Разве, что за счет рекламы становятся более узнаваемыми, зарабатывая себе положительный имидж»,— пояснил АПИ екатеринбургский автогонщик и по совместительству заместитель гендиректора ЗАО «Таганский ряд» Вадим Макаров.

Капитан екатеринбургской команды автогонщиков «iGi Max» Максим Ченцов добавил: «Для Екатеринбурга концерты и различные массовые шоу уже привычны и спонсоры охотно вкладывают деньги в организацию таких мероприятий. В областных же городах все несколько иначе. Там зачастую включается «административный ресурс». Главы городов и районов, увлеченные автоспортом, выделяют под соревнования площадки, через свои каналы просят милицию помочь с охраной, медиков — предоставить бригаду скорой помощи. А сборы с участников тратятся уже на оплату работы судейской бригады, ведущего, музыку, наклейки участникам и рекламу».

Действительно, бюджет каждого соревнования составляет достаточно внушительную сумму — в среднем от 200 до 500 тысяч рублей. Деньги идут на аренду и подготовку трассы, организацию охраны и мер безопасности, зарплату судей, секретарей, на закупку полиграфической продукции и так далее. При этом только в лучшем случае сборы с участников «отбивают» 20-40% всех затрат. Примерно так же обстоит дело и у организаторов «коммерческих» гонок — соревнований, организуемых автосалонами для своих клиентов и любителей марок машин, которые они продают.

Представители организатора соревнований среди любителей автомобилей Subaru — «Subaru Ural Club» рассказали, что львиную долю расходов по организации берет на себя автосалон, выступающий дилером марки в Екатеринбурге. «Конечно, основанная цель этих соревнований — удержать клиентов автосалона, чтобы они и дальше покупали машины Subaru, а также привлечь новых покупателей. А что как ни автогонки с их драйвом и впрыском положительных эмоций способны привлечь клиентов. Однако сказать насколько покрываются расходы на соревнования ростом продаж сказать нельзя. Скорее это нетривиальный ход по общему продвижению культуры Subaru в регионе»,— рассказали в «Subaru Ural Club».

Однако каково будущее у автогонок в Свердловской регионе и что нужно для их развития? Однозначного ответа нет. Пресс-секретарь команды «NRG», организаторов соревнований по дрэг-рейсингу, Яна Бляхман уверена, что сейчас автогонки перерастают в профессиональный формат. «Практически за три-четыре года дрэг-рейсинг на Среднем Урале перерос из разряда незаконных ночных гонок среди любителей в профессиональный спорт. Уже сейчас 80% участников чемпионата Урало-Сибирской зоны по «дрэгу» это профессиональные команды, обладающие подготовленными машинами, техниками, классными гонщиками и спонсорами, наконец»,— подчеркнула Яна Бляхман.

В то же время президент екатеринбургского клуба любителей бездорожья «Off Road» Олег Майоров уверен, что трофи-движение переживает этап «массовизации», постепенно переходя из ранга спорта для богатых людей, в ранг для всех любителей бездорожья.

Но никто из организаторов гонок не решается предречь Екатеринбургу и Среднему Уралу судьбу российского центра по проведению автоспортивных мероприятий. В качестве основной причины называется отсутствие хороших трасс для проведения соревнований хотя бы российского уровня. Кстати на ней же можно было бы организовывать тренировки для любителей автоспорта и курсы повышения водительского мастерства.

«Реализация этого проекта — автотрассы и всей сопутствующей индустрии в виде гостиниц, кафе, ремонтных баз и много другого — способствовало бы развитию свердловского автоспорта. Во-первых, этот комплекс можно было бы сделать хотя бы самоокупаемым. Во-вторых, хорошая автотрасса бы смогла способствовать «раскрутке» множества местных талантливых гонщиков. Ведь многие просто по финансовым соображениям не могут поехать на всероссийские соревнования куда-нибудь в Казань, Тольятти или Москву — где уже есть хорошие трассы и проводятся соревнования высокого уровня — и там показать свои способности»,— подчеркнул Вадим Макаров.

Добавим, что идея строительства такого комплекса витает в кругах, связанных с автоспортом уже больше года. Первоначально были планы по строительству трассы возле Березовского, однако они «споткнулись» о вопросы землеотвода. Сейчас появился новый вариант — построить трассу на бывшей военной базе под Горным Щитом. Если проект все-таки удастся реализовать, то у свердловского автоспорта появится шанс «повзрослеть» и встать на профессиональные рельсы. К тому же многие виды соревнований можно будет вывести хотя бы на безубыточный уровень.

© Игорь Пушкарев, АПИ





 
Воскресенье, 19 мая 2024
 

Читайте также