
фото: АПИ
ЕКАТЕРИНБУРГ. 75 % студентов России сталкиваются в обучении с дидактогенией - психическим состоянием, проявляющимся в напряженном и угнетенном настроении учащегося, которое вызвано грубым обращением и неуместной критикой со стороны педагога. К такому выводу в исследовании пришел лаборант кафедры общей и социальной психологии Уральского гуманитарного института УрФУ Сергей Свердлов, сообщает пресс-служба вуза.
«Дидактогения способна привести к тяжелым последствиям. Подобное состояние может сильно повлиять на профессиональное будущее студента и его личностное развитие, причем в большинстве случаев негативно», - отметил Свердлов.
При поддержке Оксфордского российского фонда молодой ученый провел ряд исследовательских работ, в том числе психотерапевтического характера.
Согласно наблюдениям Сергея Свердлова, есть две самые распространенные реакции на критику преподавателя. В первом случае учащийся может разочароваться в себе и предмете обучения, начать избегать соответствующие темы. Это может привести к ухудшению профессиональных навыков или отказу от развития в данном направлении - вплоть до смены профиля обучения. Или же студент может начать активно отстаивать правоту, доказывать правильность действий - подобное поведение будет проявляться в будущем, только уже на рабочем месте.
«Проблеме дидактогении в высшем образовании уделяется недостаточно внимания. Это связано с необходимостью проведения исследований на стыке нескольких дисциплин: педагогики, лингвистики и многих аспектов психологии», - подчеркнул молодой ученый.
Со стороны преподавателя дидактогения может быть вызвана профессиональным выгоранием. На основе исследований планируется создание чек-листа, перечитав который, педагог может освежить знания о дидактогении, проверить, не было ли подобной ситуации за последнее время и при необходимости составить план решения уже возникшей проблемы.
Восприимчивость студентов к дидактогеническому воздействию повышается в случае, если студент ответственно подходил к выполняемой задаче. Учащимся важно просто знать, что такое явление существует, понимать, как себя вести, чтобы не спровоцировать подобную ситуацию.
Будущие исследования помогут детальнее разобраться с природой возникновения дидактогении, понять, как справляться с таким состоянием, и разработать меры профилактики. Для этого Сергей Свердлов собрал научную группу, что позволит провести более масштабные опросы, изучить большее количество случаев напрямую и на основе результатов разработать конкретные методики по работе с проблемой.
© Служба новостей «АПИ»