ЕКАТЕРИНБУРГ. 26 января в историческом парке «Россия - моя история» прошло мероприятие, посвященное 74-ой годовщине снятия блокады Ленинграда. В нем принял участие екатеринбурские юнармейцы, блокадники, ветераны Великой Отечественной войны и труженики тыла.
Представители «Юнармии» вместе с ветеранами осмотрели выставку «От великих потрясений к великой победе», после чего участники блокады рассказали ребятам о том, как жил Ленинград в те страшные дни, как проходила эвакуация, как встречали ленинградцев на Урале.
«Сначала было неожиданно. В июле 1941 года я в первый раз увидела убитого снарядом человека. Первое время бегали в бомбоубежища, боялись, но потом голод брал свое - он был выше страха бомбежки. Потом вообще перестали прятаться. Да и потом, пока идешь до бомбоубежища или обратно, тебя могут убить. Вот и не стали совсем ходить, оставались дома. Думали только о том, как бы найти крошечку, что поесть», - вспоминает Надежда Логинова.
Семья тогда 10-летней Надежды согласилась на эвакуацию из Ленинграда по совету доктора - мать школьницы тогда умирала от последней степени дистрофии. Сначала их привезли в Краснодарский край, в январе 1944 года перевезли на Урал.
Но все это время семья продолжала следить за событиями в блокадном городе: «Мы следили за каждым шагом, что там происходит. Было жалко, что уехали. Уже пережили самую страшную зиму и дальше бы справились. Но вернуться было некуда, наш дом был разбит».
Валентина Силина вместе с матерью сначала привезли в Сестрорецк. «Три баржи отправляли и только одна наша баржа смогла добраться. На берегу, когда мы подплывали, уже были костры разожжены костры, люде не стеснялись, ходили голые, cушились», - вспоминает ветеран.
Передвигаться дальше пришлось на поезде. В советском Свердловске мать с маленьким ребенком просто слезли с него. «В Свердловске мы воспользовались тем, что патруль ушел и спрыгнули с поезда, убежали в город. Сначала боялись, что милиция ходит, смотрит на нас, вдруг заберут. Но ничего страшного не произошло. Нам дали койку в общежитии, так мы тут и остались», - поделился историей Силин.
Жене Валентина Силина во время войны было два года. Те страшные события она помнит только по рассказам матери. «Как только самолеты полетят, ты хватаешь одеяло, кричишь «мама уууу» и прячешься, - говорила про меня мама. Она была не грамотная, но добрая и всем хотела помочь. В Свердловске она устроилась на овощебазу. Работники предприятия шили специальные комбинезоны и приносили в них домой гнилую картошку и морковь. Мы дружили с шестью семьями и все со всеми всегда делились, говорили: «Надо Лизе, Шуре дать», - вспомнила женщина.
Как отметил начальника штаба Юнармии Екатеринбурга Дмитрий Ермаков «Приобщение молодежи к истории и культуре страны и родного края - приоритетная задача движения. Хотелось бы сказать большое спасибо фонду святой Екатерины за подобное мероприятие».
По мнению Надежды Логиновой, такие встречи наиболее эффективны для подростков, чем просмотр фильмов или чтение художественных фильмов о войне. «Там жизнь приукрашена, а мы рассказываем правду, от которой никуда не денешься», - считает она
© Служба новостей «АПИ»