МОСКВА. В России 93% населения не намерены в ближайшее время становиться предпринимателями и открывать собственное дело, следует из российского отчета глобального мониторинга предпринимательства - совместного исследования Babson College и London Business School - при участии ВМШ СПбГУ с российской стороны.
Как сообщает «Коммерсантъ», из опрошенных 7,5 тыс. респондентов 4,3% уже основали собственный бизнес (для сравнения: в странах БРИКС таковых в среднем 12,5%, в Восточной Европе - 9%). Желающих «в течение трех лет открыть новое дело» оказалось лишь 3,8%, около половины из них - действующие предприниматели, нацеленные на расширение бизнеса, а вот доля новичков (то есть тех, кто стал бы предпринимателем впервые) составила всего 2,2% - более низкого показателя не было зарегистрировано не только в других странах, но и в России с 2006 года.
При этом авторы отмечают, что наиболее активными предпринимателями являются мигранты, в то время как доля студентов, готовых заниматься собственным делом, резко сократилась - с 5-8% ранее до 1% в этом году.
Что касается условий ведения бизнеса, 87% опрошенных, не занятых собственным делом, отметили, что не видят в своем регионе благоприятных условий для создания и развития бизнеса. При этом доля предпринимателей-оптимистов, которые видят возможности для расширения или организации нового дела, сократилась за год с 40% до 30% (22% отметили трудность в оценке внешнего спроса и состояния экономики).
Наиболее проблематичным для предпринимателей является привлечение финансирования - основным источником средств остается «неформальный капитал» (родственники, друзья, коллеги), а также «отсутствие прозрачных правил и логики взаимодействия компаний с государством». Недовольство, как и ранее, вызывают в первую очередь административные трудности с получением разрешений и лицензий, в то время как поддержка со стороны местных органов власти, а также деятельность технопарков и бизнес-инкубаторов получили более высокую оценку. Впрочем, по мнению респондентов, получение гранта или субсидии по-прежнему является трудоемким процессом, а разработка инноваций «мало способствует развитию бизнеса».
Среди основных факторов «демотивации» авторы доклада отмечают крайне низкий уровень выживаемости компаний - доля бизнесов, действующих на рынке более трех с половиной лет, составила 33% (в развитых странах - свыше половины). Среди причин выхода из бизнеса - в половине случаев финансовые трудности, в том числе нерентабельность дела. Заметное отличие РФ от других проанализированных стран в высоком влиянии фактора «случайности», он стал причиной 10% банкротств.
«Высокие издержки выхода на новые рынки наряду с неэффективным применением антимонопольного законодательства приводят к тому, что выживаемость малых и растущих компаний невелика»,- отмечают авторы доклада.
Об ухудшении экономических ожиданий свидетельствует и сокращение доли предпринимателей, планирующих создавать новые рабочие места: пятая часть респондентов посчитала это нецелесообразным. Более того, предприниматели, основавшие дело в прошлом году, в среднем имеют более умеренные ожидания, чем те, кто пришел в бизнес в 2009-2011 годах. Однако, несмотря на значительную конкуренцию (только 5-7% опрошенных уверены в уникальности занимаемой ими ниши), более 90% предпринимателей отметили, что ориентированы исключительно на российский рынок, зарубежных потребителей имеют лишь около 5% компаний, в то время как по другим «ресурсно-ориентированным» экономикам таковых не менее трети.