Регионы: Свердловская областьЧелябинская областьТюменская областьПермский край
Свердловская областьЧелябинская область

«Поезд призрак» или почему северо-восток Свердловской области остается без регулярного жд сообщения

19 марта 2013 11:29

ЕКАТЕРИНБУРГ. С конца прошлой недели поезд, идущий по маршруту №607 Екатеринбург - Бокситы и №608 Бокситы - Екатеринбург, станет ходить реже - всего три дня в неделю. Из Екатеринбурга он будет выходить по понедельникам, средам и пятницам. А из Боксит по воскресеньям, вторникам и четвергам. С мая с данный маршрут вообще сократят, что фактически оставит Краснотурьинск и Североуральск без регулярного жд сообщения c областным центром.

Причина сокращения маршрутов - их убыточность, возникающая вследствие государственного регулирования тарифа на перевозку пассажиров в плацкартных и общих вагонах. По данным уральского филиала ОАО «ФПК», убытки от работы поезда в данном направлении в 2012 году составили порядка 114 млн рублей.

Ситуация такова: фактически государство ставит планку, выше которой проезд стоить не может. При этом у перевозчика возникают так называемые выпадающие доходы (разница между себестоимостью перевозки и полученной в качестве оплаты суммой). В свою очередь власти берут на себя обязательство эти потери компенсировать. Вот только на практике необходимая сумма компенсации серьезно не совпадает с теми суммами, которые выделяются из разных уровней бюджета.

Как рассказывают на железной дороге, в 2013 году на компенсацию потерь перевозчиков, возникающих в результате госрегулирования, федеральным бюджетом предусмотрено 13,6 млрд рублей. При этом потребность составляет около 36 млрд рублей. Откуда брать еще 22 млрд - не совсем понятно. Поэтому железная дорога и вынуждена сокращать самые нерентабельные и маловостребованные направления. А маршруты № 607/608 попадают именно в эту категорию: в 2012 году в среднем в Бокситы прибывало поездом 42 человека в день, отправлялось со станции 44 человека в день.

Что же в итоге делать жителям, пользовавшимся этим рейсом?

Во-первых, у них остаются автобусы. Согласно данным, предоставленным АПИ Южным и Северными автовокзалами, в Краснотурьинск из Екатеринбурга ежедневно ходит более 20 автобусов. Теперь число посетителей автовокзала увеличится еще и за счет тех, кто ранее предпочитал поезда. По данным СвЖД, таковых будет более 30 тыс. человек (согласно мониторингу пассажиропотока, на поезде, идущем по маршруту № 607/608, было перевезено в 2012 году 31 тыс. 244 человек).

Во-вторых, остается ждать, что государство все-таки примет какие-то решения в данном направлении. Согласно законодательству, субъект РФ вправе взять на себя часть финансовых затрат на организацию пассажирского сообщения или компенсацию выпадающих доходов, возникающих у перевозчика. Подобный вариант кажется весьма логичным, поскольку правительством области уделяется значительное внимание данному направлению. Чего стоит только проект индустриального парка «Богословский», который должен еще более оживить экономическую деятельность данной территории, а, следовательно, и простимулировать рост пассажиропотока. Другой вариант решения ситуации - финансовое участие бизнес-структур в организации социально-значимых маршрутов перевозок пассажиров поездами дальнего следования. Но здесь, как мы понимаем, без легкой руки правительства тоже не обойтись.

Попробовать решить проблему можно и с другого конца - пригородные пассажирские перевозки. Но и здесь необходимо вмешательство региональных властей. Напомним, ранее на участке Серов - Бокситы курсировал пригородный поезд, но в 2010 году он был отменен правительством Свердловской области в связи с малой населенностью.

Как рассказывают в СвЖД, за формирование заказа на пригородные перевозки по законодательству РФ ответственны органы власти субъектов Федерации. Соответственно, они отвечают и за компенсацию выпадающих доходов перевозчика.

«То есть, если правительство Свердловской области как заказчик пригородных пассажирских перевозок сочтет необходимым организовать на данном направлении пригородное сообщение, ОАО «СПК» как перевозчик, согласно законодательству, должно будет выполнить заказ региональных властей»,- прокомментировал АПИ гендиректор ОАО «Свердловская пригородная компания» Евгений Савостин.

На данный же момент маршрутная сеть пригородного сообщения на территории Среднего Урала на 2013 год правительством области согласована и утверждена, договор подписан,- отмечают в пригородной компании. Пригородного поезда Серов - Бокситы там нет.

В свою очередь, в правительстве уповают на автотранспорт.

«Автобусное сообщение - это тот вид перевозок, который напрямую находится в компетенции правительства области. Поэтому при проблемных ситуациях замещение закрывающихся маршрутов происходит именно за счет автобусных перевозок. Из Екатеринбурга в направлении Краснотурьинск, Карпинск, Североуральск, Ивдель, Волчанск, а также в ряд небольших муниципальных образований ежедневно курсирует от 20 до 37 автобусов. И, соответственно, курсируют маршруты обратных направлений. Вместимость каждого автобуса от 41 до 49 мест. На всех маршрутах действуют льготы федеральные и областные. Среднее время в пути - 7 часов»,- прокомментировали АПИ в министерстве транспорта и связи Свердловской области

В минтрансе подчеркнули, что, учитывая малонаселенность данных северных территорий, при железнодорожных перевозках по данному направлению в любом случае будут возникать выпадающие доходы.

«Ежегодно объем финансирования выпадающих доходов из областного бюджета растет и уже превысил миллиардную отметку. Поэтому министерство транспорта и связи считает, что основным средством сообщения с северными территориями региона являются автобусные перевозки»,- отметили в минтрансе.

Подводя итог всему вышеописанному, становится понятно, что «реанимация» маршрута №607/608 маловероятна и возможна только при вмешательстве властей, которые считают, что приоритетным для севера является автобусное сообщение. Возможно, в правительстве и правы, однако отсутствие альтернативы всегда как минимум настораживает.

 

Опубликовано по материалам ИА «Свердловское областное агентство политической информации».

 





Оставить комментарий
Комментарии сайта
Вконтакте
Facebook
 
 
Пятница, 10 мая 2024
 

Читайте также