ЕКАТЕРИНБУРГ. Несмотря на падение котировок авиакеросина на мировых биржах, в России цены на него продолжают расти. В ближайшие дни в 20 аэропортах цены на топливо вырастут на 1,5-9%. Всего с начала года керосин подорожал почти на 40%, — сообщает сегодня «Коммерсантъ».
Как передает издание, удорожание топлива проходит на фоне его дефицита — общий недостаток авиакеросина по рынку оценивается в 10-15 процентов. Также «Ъ» приводит данные «Аэрофьюэлз-групп», согласно которым, в красноярском Емельяново в ближайшие дни топливо подорожает на 8%, до 31,03 тыс. руб. за тонну, в Нижневартовске — на 9%, до 30,68 тыс. руб. за тонну. Топливозаправочные комплексы (ТЗК) аэропортов Челябинска, Перми, Нижнего Новгорода будут продавать керосин на 4,6-4,8% дороже.
По мнению глава «Аэрофьюэлз-групп» Владимира Спиридонова, дефицит авиакеросина перешел с сентября на октябрь. При этом г-н Спиридонов затрудняется назвать объективные причины, почему керосин не вырабатывается нефтяниками в достаточных количествах.
«Это один из самых рентабельных нефтепродуктов, поскольку к нему не применяется акциз»,— цитирует главу «Аэрофьюэлз-групп», «Коммерсантъ».
Информацию о том, будут ли в ближайшее время расти цены на авиатопливо в аэропорту «Кольцово», АПИ сегодня получить не удалось. Как сообщили агентству в аэропорту, начальство, которое могло бы прокомментировать этот вопрос, сейчас находится в командировке.
Однако напомним, что 11 сентября «Кольцово» уже поднимало цены на авиатопливо. Как сообщало тогда агентство АПИ, авиакомпании стали получать топливо по цене 28,4 тыс. рублей за тонну. При этом в аэропорту тогда отметили, что повышение цен на горючее связано с новыми повысившимися ценами поставщиков.
В свою очередь эксперты, с которыми удалось пообщаться агентству АПИ, единодушны во мнении, что дефицит горючего создан искусственно — для поднятия цен на авиатопливо.
Так, по словам кандидата экономических наук, аналитика, Константина Селянина, в ситуации, когда 8 ВИНКов (вертикально-интегрированных нефтяных компаний) добывает и реализуют около 80% всех нефтепродуктов, причем более половины этого объема приходится всего на 4 компании, всегда будут возникать подобные дефициты.
«Для того чтобы подобных вопросов не появлялось, необходимо, в первую очередь, создать рынок. Пока же мы боремся с локальными отголосками одной большой проблемы. (Аналитик, в том числе, имеет ввиду бензиновый кризис, возникший в России этим летом, — прим. Ред.) Необходимо создать нормальную систему и конкурентные отношения на рынках добычи, переработки и сбыта нефтепродуктов. С точки зрения же экономической логики, сейчас происходит вполне естественная ситуация: компаниям монополистам выгодно работать сообща, поскольку именно так они смогут создавать максимальные цены, а значит, и увеличивать свою прибыль. Что же касается дефицита нефтепродуктов, будь то бензин или авиационное топливо, то в нашей стране говорить о естественном дефиците просто глупо. Дефицит может быть только искусственным», — прокомментировал ситуацию агентству Константин Селянин.
Такого же мнения в разговоре с журналистами «Ъ» придерживался и глава консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак, отметив, что подобная ситуация была минувшим летом на рынке автомобильного топлива.
«Два месяца назад были проблемы с поставкой бензина, в результате образовался дефицит, после чего его цена увеличилась. Сейчас все развивается по тому же сценарию. По моим ощущениям, дефицит создается искусственно», — цитирует главу консалтинговой компании, издание.
Отметим, что в правительстве не могут найти объективных причин дефициту авиационного топлива. По сообщениям РБК, в сентябре на заседании правительства под председательством вице-премьера Игоря Сечина эксперты сошлись во мнении, что объективные причины для сбоев в топливоснабжении аэропортов отсутствуют.
Тем временем в аэропортах продолжаются проверки. Как рассказали сегодня АПИ, в пресс-службе уральской транспортной прокуратуры, проверки вышли на завершающий этап. Возможно, о первых результатах можно будет говорить уже завтра.