МОСКВА. Как пишет газета «Ведомости», «Ситибанк», российское подразделение американской Citigroup, нанял компанию Deloitte для аудита коллекторов, которые работают с банком. Проверка включает не только беседы с руководством и сотрудниками агентств, но и прослушивание записей телефонных бесед с должниками. До сих пор банки справлялись с подобной работой самостоятельно.
В России «Ситибанк» сотрудничает практически со всеми крупными коллекторами: «Секвойя кредит консолидейшн», Столичное коллекторское агентство, «Пристав» и другими. Плохие долги банк передает коллекторам на аутсорсинг, не продавая долги.
Deloitte была привлечена американской Citigroup и будет проверять коллекторов с точки зрения риска применения к ним юридических санкций или санкций регуляторов не только в России.
Решение провести аудит коллекторов могло быть принято из-за скандала в Индонезии, где после общения с коллектором, нанятым Citibank, умер один из заемщиков. В мае власти Индонезии на два года запретили Citibank выпускать в стране кредитные карты. Кроме того, индонезийскому подразделению банка было запрещено нанимать коллекторов в течение трех лет под угрозой лишения лицензии.
В России власти также критикуют работу коллекторов. Так, представители российского Роспотребнадзора неоднократно заявляли о незаконности продажи долгов коллекторам. В случае продажи долга, отмечали в Роспотребнадзоре, заемщик утрачивает право защищать свои права потребителя, поскольку с банком его правоотношения прекращаются. Коллектор же не является поставщиком услуги по предоставлению кредита. Банки с такой трактовкой законов не соглашались.
В марте глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко, неоднократно критиковавший методы работы коллекторов в России, заявил, что «эти организации запугивают людей, занимаются «телефонным терроризмом», страшат «черными списками» и тем, что потребитель финансовых услуг не сможет получить загранпаспорт, а также выезжать за границу».
В апреле в Госдуму был внесен законопроект, который обязывает коллекторские агентства отказаться от термина «пристав» в своем наименовании. В частности, в документе указывалось, что некоторые коллекторские агентства при взыскании долгов применяют к должникам «не вполне законные методы», что ведет к «дискредитации» имиджа Федеральной службы судебных приставов.