Регионы: Свердловская областьЧелябинская областьТюменская областьПермский край
Свердловская областьЧелябинская область

Свердловская авиация — жизнь накануне «судного дня»?

15 августа 2008 10:39

Сами по себе эти мизерные скидки не говорят ни о чем. В конце концов, для пассажиров это всего пара сотен рублей оставшихся в кармане. Гораздо важнее то, почему «скидки» появились и как мотивируют свои действия в авиапредприятиях. Выданные представителями того же «Кольцово» комментарии явно говорят о том, что отрасль находится на пороге кризиса. Кризиса порожденного переоценкой возможностей собственного развития.

Как рассказала АПИ директор службы по связям с общественностью ОАО «Аэропорт Кольцово» Юлия Федотова, постоянное повышение цен на авиатопливо поставщиками привело к сокращению прироста пассажиропотока. Внешне ситуация выглядит не так плохо, за семь месяцев через аэропорт прошло 1,5 миллиона пассажиров, прирост к уровню 2007 года 16,4%. В июне обслужили 273 тысячи пассажиров, в июле 290 тысяч пассажиров. Однако на деле положение выглядит несколько иначе. «В отличие от прошлых лет, когда самым пиковым месяцем по числу пассажиров у нас был август, и только потом начиналось снижение, в этом году снижение прироста пассажиров началось именно в августе. А тот прирост, который наблюдался в июне и июле не многим превышает показатели прошлого года»,— пояснила Юлия Федотова.

Даже по официальной информации аэропорта в этом сезоне ощутимо снизился объем перевезенных пассажиров на южные направления — в те же Сочи, Анапу, Краснодар. С 33 до 24% упали темпы увеличения объемов пассажирских авиаперевозок в ранее очень популярную Турцию.

Независимые эксперты еще более строги в своих оценках. Увеличение числа пассажиров в «Кольцово» на 16,4% продемонстрированное за 7 месяцев явно ниже запланированных параметров. Напомним, что согласно расчетов заложенных в программе развития аэропорта прирост пассажиропотока должен составлять порядка 30% в год. Вообще не очень верится, что за оставшиеся осенние месяцы (традиционно не самые пиковые по числу обслуживаемых пассажиров) в аэропорту смогут нагнать это отставание.

При этом никто и не делает секрета из того, что основной причиной этой ситуации стал неимоверный рост цен на топливо. С конца весны авиакеросин в «Кольцово» дорожал трижды: первый раз — 1 мая — цена за тонну топлива повысилась 4,5%, составив 24 тысячи 360 рублей, второй раз — 22 мая — на 10,6% до 26 тысяч 940 рублей за тонну, третий раз — 21 июня — на 13,5% до 30 тысяч 600 рублей за тонну. Таким образом, общее повышение составило 31,4%.

Между тем еще в начале весны на традиционной екатеринбургской конференции «Открытое небо Урала — 2008» активно обсуждалась проблема кризиса платежеспособности потенциальных пассажиров. «Еще тогда мы говорили о том, что надо перестать проверять на прочность кошельки туристов и повышать цены за топливо, топливные сборы, билеты. Уже к началу сезона в местных турфирмах четко осознали — существующие доходы свердловчан явно не соответствуют росту цен на авиационные услуги. И прогнозы московских туроператоров и авиакомпаний по поводу дальнейшего роста рынка явно не обоснованы»,— рассказал вице-президент Уральской ассоциации туризма Сергей Бузько.

Видимо в тот момент эти заявления ушли в пустоту. Цены на авиаперелеты начали расти, причем довольно резко — по 20-30 евро в месяц. И это, не говоря о подорожании стоимости проживания в отелях — в зависимости от звездности на 10-40%. Суммарно по расчетам представителей УАТ цена на отдых в этом сезоне «скакнула» на 40-50%.

В итоге произошло сокращение туристов. «Такого оттока я не видел со времен дефолта 1998 года. Многие отказывались от поездок, авиакомпаниям приходилось менять самолеты на воздушные суда меньше вместимости — в ту же Турцию вместо Ил-86 стали отправлять Ту-154 и Airbus. Часто пассажиров пересаживали на другие рейсы. Все это привело к огромному количеству разногласий, жалоб и упреков со стороны отдыхающих. То, что происходит, скорее, напоминает катастрофу»,— заявил Сергей Бузько.

Правда большой ошибкой было бы полагать, что такая ситуация характерна только для Урала. Уже в середине июля председатель Правительства РФ Владимир Путин призвал Федеральную антимонопольную службу разобраться с производителями и поставщиками авиакеросина, монополизировавшими рынок. Кстати, по словам той же Юлии Федотовой, предстоящее снижение стоимости топлива в «Кольцово» — прямое следствие того распоряжения.

К сожалению, это понижение не способно будет существенно повлиять на доступность авиаперелетов. Специалисты «Уральских авиалинии» отмечают, что это позволит снизить финальную стоимость билета примерно на 100 рублей и отнюдь не говорит о желании нефтяников реально снизить цену на керосин. Это ничто иное как попытка создать видимость следования рекомендациям федерального Правительства и избежать пристального внимания со стороны антимонопольщиков.

Не менее карикатурными выглядят и рекламные заявления УА о двукратном снижении топливных сборов на чартерные рейсы в Хургаду и Шарм-эль-Шейх. Суммарно они подешевели (с учетом сегодняшнего снижения) на 14%. Однако если учесть, какую долю занимают чартеры в Египет в общем объеме пассажироперевозок предприятия становятся понятно, что это такой же ни к чему не обязывающий реверанс. Тем более что летом эта страна из-за жары, приносимой хамсином, не очень популярна у россиян.

Для справки: хамсин — от арабского «пятьдесят» — сухой, изнуряюще жаркий ветер южных направлений на северо-востоке Африки и на Ближнем Востоке. Температура воздуха нередко превышает 50 градусов и это при штормовой силе ветра. Хамсин дует по нескольку суток, в общей сложности около 50 дней в году, преимущественно с весны по осень.

Между тем реакция рынка на высокие цены авиатоплива и билеты долго ждать себя не заставит. И если в УА еще пытаются делать хорошую мину при плохой игре, заверяя о сохранении производственных хороших показателей, то в «Кольцово» предрекают в 2009 году снижение ростов пассажиропотока. Приведем в пример пару высказываний.

Пресс-секретарь УА Елена Спиридович: «Мы не прогнозируем никакого спада в приросте авиапассажиров нашей авиакомпании. Все направления будут по-прежнему востребованы».

Директор по связям с общественностью «Кольцово» Юлия Федотова: «Если ситуация с ценами на авиакеросин будут продолжаться, то это приведет к снижению прироста пассажиров, падению доходов аэропортов, авиаперевозчиков и тех же поставщиков топлива».

Еще более критичны представители турбизнеса. По мнению руководителей ряда крупных екатеринбургских турфирм, цена на керосин должна снизится на 10-15%. Правда и в этом случае в 2009 году удастся выйти только на показатели пассажироперевозок 2007 года. Прирост удастся обеспечить, только если керосин подешевеет не менее чем на 30%, а цена на билет в среднем упадет на 100-150 долларов США. В противном случае о планах в 4 миллиона пассажиров прошедших через аэропорт «Кольцово» за 2010 год придется забыть. А это поставит под сомнение окупаемость как инвестиций вложенных в развитие самого аэропорта, так и в закупку новой авиационной техники для нужд «Уральских авиалиний».

© Игорь Пушкарев, АПИ





 
Суббота, 18 мая 2024
 

Читайте также