Потребительский спрос екатеринбуржцев вырастет через несколько лет с нынешних 4-5 млрд. до 10 млрд. рублей, что привлечет в регион новых инвесторов. Комитет по товарному рынку администрации Екатеринбурга рассчитывает, что в 2007 году в городе будет построено около 600 тысяч квадратных метров торговых площадей.
Руководитель комитета Елена Чернышева уверена, что активность будут проявлять федеральные и международные торговые сети, которые занимают в нашей стране пока очень незначительную нишу на рынке. В России ведущие сети контролируют около 10% рынка, в то время как в Восточной Европе этот показатель доходит до 90%. В развитых странах он чуть ниже, но в некоторых государствах он также зашкаливает за восемьдесят процентов.
Проведенный анализ инвестиционной привлекательности региона известной консалтинговой компанией «Лассаль» свидетельствует о том, что с макроэкономической точки зрения регион недооценен. Консультанты рекомендуют вкладывать средства в недвижимость, которую даже при неблагоприятном развитии ситуации можно будет выгодно продать. Наиболее привлекательным сегодня является сегмент торговой недвижимости, потому что эти объекты окупаются за 3-5 лет. Более рентабельно, пожалуй, лишь жилищное строительство, но все попытки «чужаков» проникнуть на этот рынок пока не увенчались успехом. Против прихода федеральных и иностранных торговых сетей власти не возражают, поскольку их солидные финансовые возможности позволяют решать серьезные инфраструктурные вопросы.
В 2006 году, по данным Елены Чернышевой, количество международных сетей увеличилось на девять (пять в торговле, четыре — в общественном питании), федеральных — на четырнадцать. Сети «Карусель», «О’Кей», «Касторама» построят в 2007 — 2008 годах гипермаркеты. «Ашан» объявил о желании открыть на Среднем Урале еще три магазина. В комитете по товарному рынку надеются, что после реализации проектов Екатеринбург приблизится по количеству метров на тысячу жителей к европейским показателям.
Однако ряд экспертов высказывает сомнение в целесообразности достижения данного показателя: по их мнению, аналитики, рекомендовавшие иностранцам строить на Урале торговые центры, недостаточно глубоко изучили екатеринбургский рынок. В частности, «Метро» планировала построить на Металлургов еще один ТЦ, но прошло уже два года, а строительство даже не начато. Причина — в экономических показателях фирмы: по данным некоммерческого партнерства «Альянс», из всех российских «Метро» центр в Екатеринбурге показывает самую плохую динамику, что нонсенс в регионе с очень высоким товарооборотом. Объяснений может быт несколько: доходы населения растут не столь быстрыми темпами, как торговые центры, а потому размазываются между разными операторами; проникновению в регион знаменитых брендов мешает сильная конкуренция со стороны региональных сетей. Возможно, именно оба этих обстоятельства повлияли на планы «Метро» - и не только его: сотрудники «Ашана» сообщили АПИ, что проект по открытию трех новых маркетов «еще только рассматривается, и ничего пока неизвестно».
Экономика вынуждает предпринимателей очень осторожно относиться к «размножению» бизнеса. Ритейлеры часто отказываются открывать торговые точки даже в очень перспективных центрах, поскольку постоянные затраты растут, а выручка остается практически прежней. Предприниматели считают, что открытие новых торговых площадей приводит лишь к «размазыванию» покупателей по разным бутикам.
Некоммерческое партнерство «Альянс» недавно сравнило прирост торговых площадей в стационарных сооружениях и доходы населения в разных европейских городах. С точки зрения количества квадратных метров, приходящихся на тысячу жителей, Екатеринбургу с его 670 метрами, конечно, далеко до развитых стран: в Генуе эта цифра составляет 1170 квадратных метров, в Стокгольме — более двух тысяч. Однако если сопоставить «квадраты» и среднюю заработную плату (в Екатеринбурге - 482 евро, в Стокгольме — 2900- 3500 евро), то картина выглядит иной: количество денег, приходящееся на один квадратный метр торговых площадей, в России в 2-3-7 раз меньше, чем в развитых странах. Поэтому при средней зарплате в 15 тысяч рублей, считают авторы исследования, Екатеринбургу вполне хватило бы 570 квадратных метров на тысячу жителей.
Оценивая платежеспособность земляков, следовало бы учитывать и такое немаловажное обстоятельство, что значительная часть денег, оставляемая в магазинах, позаимствована в банках. Руководитель комитета по экономике города Александр Высокинский утверждает, что потребительское кредитование способствует росту задолженности граждан за квартиру и коммунальные услуги. Рассматриваемое предложение о создании единой базы данных банками и единым расчетным центром, вероятно, сократит объемы выдаваемых микрокредитов. Количество средств, приходящихся на один квадратный метр торговых площадей, тогда еще сократится.
Елена Чернышева полагает, что в сложившейся ситуации екатеринбургские региональные сети должны привлекать деньги жителей соседних областей и округов, а также развивать такие современные форматы, как магазин у дома, кэш энд кэрри, супермаркет.
Существует и другая точка зрения: торговые площади растут быстрее, чем доходы даже у нефтяников, а крупные сети вряд ли заинтересуются такими форматами, как магазин у дома, поскольку этот бизнес менее выгодный.
В городе пока вообще не развит средний ценовый сегмент — особенно это хорошо видно на примере ресторанного бизнеса: у нас можно перекусить за сравнительно небольшие деньги в заведениях быстрого питания, но нереально прилично поужинать за 300-400 рублей. В более богатой Западной Европе (да в США, кстати, тоже) картина несколько иная: в Нью-Йорке можно очень плотно пообедать у китайцев за 5-7 долларов и долларов за двадцать выпить пару «Маргарит» и съесть изысканное блюдо из морских деликатесов; во Франции — позавтракать прилично за восемь евро и поужинать с вином в недешевом ресторане за 17 евро.
В Екатеринбурге бизнес не идет в средний сегмент, потому что нет смысла, когда неплохо посещаются и дорогие рестораны. Та же ситуация, считают эксперты, наблюдается и в торговле: ценам удивляются даже иностранцы, а арендная плата в ТЦ нередко выше, чем в богатой Европе (в Варшаве — 900 евро, в Париже — 750, в Екатеринбурге — свыше 1000 евро за квадратный метр в год).
Приход на наш рынок дискаунтеров, полагают эксперты, вряд ли изменят ситуацию. Накануне открытия в Екатеринбурге «Ашана» представитель в России Жан-Пьер Жермен сказал, что низкие цены будут установлены за счет внутренних источников: новый супермаркет готов работать без прибыли пять лет. Правда, француз тут же уточнил, что это нежелательно, и призвал поставщиков снижать закупочные цены в обмен на расширение сбыта в своей сети. В реальности же все получилось «как всегда»: по словам производителей, договор «Ашана» с поставщиками предполагает 12 приложений, которые гирями висят на ногах. Многие поставщики даже не ожидали, что условия будут такими жесткими. Но тут уж как на войне: «Ашан» ведь не может работать долго себе в убыток.
Столкновение интересов неизбежно: попытки «Метро» «построить» поставщиков (от 25 до 40 дней отсрочка по платежам, закупочная цена на 10 % ниже от отпускной и т.д.) привели к своеобразному бойкоту со стороны последних и, соответственно, к выравниванию цен. Более или менее бесконфликтно вошел ОБИ — говорят, потому, что занял нишу, в которой еще относительно свободно, да и цены у него не дешевые.
Низкие цены, по мнению специалистов, возможны лишь на продукцию морально устаревшую: например, на телевизоры «Хендай», снятые с производства несколько лет назад. Некоторые иностранные бренды продают их два по цене за один, что свидетельствует о том, что западные компании не столько насыщают средний ценовый сегмент, сколько сливают нам товар.
Надежды на получение серьезной прибыли дискаунтерами, полагают специалисты, могут не оправдаться. Объединяя в одном центре ОБИ, ИКЕЮ и «Ашан», аналитики, вероятно, исходили из намерения привлечь сразу две целевые группы — бюджетников и состоятельных граждан. Считается, что посетители солидного ОБИ потом зайдут в демократичный «Ашан». Эксперты говорят: не факт. «Парк-Хаус» — очень посещаемый молл, но в расположенный в нем «Гроссмарт» статусные люди отчего-то не ходят: форматней, говорят они, приехать в «Гринвич» и спуститься в «Купец». Поэтому целевые группы в одном объекте лучше не смешивать, поскольку можно не достичь ожидаемого финансового результата.
Состояние екатеринбургского рынка говорит о том, что российские и иностранные сети будут бороться все же за состоятельного покупателя, то есть делать ставку на торговые центры. Естественно, в этом сегменте насыщение наступит довольно скоро - года через два, как прогнозируют эксперты, и кто-то из нынешних игроков будет вынужден покинуть рынок. Останется тот, кто предложит лучшие качество обслуживания. По данным Елены Чернышевой, в наших сетях оно оставляет желать лучшего: эксперты оценивают качество в 3-4 балла, то есть не очень высоко — со всеми вытекающими отсюда последствиями для регионального бизнеса. Впрочем, возможны и варианты: например, иностранцы и екатеринбуржцы могут договориться о совместных правилах игры на рынке. Такой опыт уже имеется: ОБИ и «СуперСтрой» входят в «Альянс», где пытаются вести диалог.
Со средним ценовым сегментом, который, безусловно, надо развивать, ситуация несколько сложнее. Вероятно, при поддержке властей его мог бы заполнить малый бизнес, которому рано или поздно придется уйти с рынков. Однако предпринимателям надо быть прозорливее и учиться быстрее, иначе их скоро сомнут. Поезд иностранной экспансии все равно идет, и вопрос можно ставить лишь о замедлении или ускорении его хода. Сегодня, полагают екатеринбургские сетевики, мы сильно ускорились: сдача еще 15 центров приведет к обвалу рынка. Главное, чтобы не получилось как в Казани, где к 1000-летию города сдали массу блестящих торговых центров, которые стоят сегодня полупустые. Возможно, рост дополнительных площадей не должен опережать рост доходов населения.
© Владимир Терлецкий, АПИ