Регионы: Свердловская областьЧелябинская областьТюменская областьПермский край
Свердловская областьЧелябинская область

У «Уктуса» появились перспективы на развитие — слово за федеральными властями

21 марта 2007 14:57

После достаточно долгого периода стагнации уральская авиация наконец-то перешла в стадию развития. На протяжении последних лет серьезные работы по реконструкции ведутся в аэропорту «Кольцово», который в Минтрансе РФ включили даже в состав российских портов — хабов. Благо основным инвестором проекта выступает группа компаний «РЕНОВА», председателем совета директоров которой является владелец уральских алюминиевых заводов Виктор Вексельберг. Довольно активно развивает парк собственных самолетов и географию полетов базовая екатеринбургская авиакомпаний ОАО «Уральские авиалинии». А с недавних пор у нее появился молодой, но не менее динамично развивающийся конкурент — ЗАО «Авиакомпания «Авиапрад».

Вместе с тем на этом блистательном фоне трудовых и производственных достижений как-то ущербно смотрится другое не менее базовое екатеринбургское авиапредприятие — «Второе свердловское авиапредприятие» (ВСА), более известное как аэропорт «Уктус». Эта компания прошла процедуру акционирования в 2004 году, поменяв приставку с ФГУП на ОАО. Однако до сих пор ничего кроме этого не изменилось. По-прежнему все 100% акций акционерного общества находятся в руках государства, при этом ОАО едва сводит концы с концами. И это при том, что все уральские специалисты в голос говорят о резко возросшей востребованности в региональных пассажирских и грузовых авиаперевозках. Напомним, что именно на этом и специализируется ВСА.

Разговоры о необходимом развитии авиапредприятия начались еще в 2004 году. Был даже составлен проект формирования на базе ВСА и тогда еще существовавших 18 свердловских аэропортов регионального центра местной авиации. Он был передан на рассмотрение областных властей, но видимо до поры до времени положен «под сукно». Сейчас ситуация изменилась и проект снова возник на «свет божий».

Губернатор Свердловской области Эдуард Россель во время совещания с Министром транспорта РФ Игорем Левитиным, которое прошло 9 февраля в Екатеринбурге, поднял вопрос о будущем Второго свердловского авиапредприятия. Он заявил министру, что инвесторы — представители бизнеса — готовые вложиться в развитие ВСА, найдены и буквально попросил Игоря Левитина «отдать авиапредприятие, чтобы сделать из него центр по выполнению региональных перелетов на дальность до 1 тысячи километров, а также центр по развитию деловой авиации». Министр транспорта согласился с главой области, отметив, что у этого проекта есть будущее — ведь «Кольцово» как хабу нужна развитая схема по доставке пассажиров. Все это оба чиновника повторили еще раз в ходе пресс-конференции, состоявшейся после совещания.

Кто же этот таинственный инвестор и как будет производиться скупка «Второго свердловского авиапредприятия»? До сих пор все эти вопросы оставались открытыми. Как пояснил АПИ заместитель Уральского окружного управления Росавиции Владимир Вторушин, в качестве наиболее вероятной кандидатуры будущего владельца предприятия рассматриваются группа компаний «РЕНОВА», «СУАЛ-Холдинг» и «УГМК-Холдинг». «Аэропорт «Уктус» очень важен для развития региональной авиации благодаря своему положению, поэтому является весьма «лакомым» куском. По неподтвержденным данным продажа значительного пакета его акций может произойти уже в 2007 году»,— подчеркнул Владимир Вторушин.

Однако эксперты близкие «РЕНОВЕ» и «СУАЛ-Холдингу» отрицают возможность участия этих компаний в приобретении Второго авиапредприятия. Силы «РЕНОВЫ» слишком заняты «Кольцово», а «СУАЛ» проходит процедуру слияния с «РУСАЛом» и автоматически выпадает из числа претендентов. УГМК вроде может выступить в качестве будущего инвестора. Холдинг уже давно использует «Уктус» для выполнения собственных деловых перелетов. Кое-кто даже предположил, что Искандер Махмудов и Андрей Козицын совсем не случайно провели в Верхней Пышме международный турнир по настольному теннису «UGMK Ural Open 2007». Ведь Игорь Левитин активный поклонник этого вида спорта и является президентом российской федерации настольного тенниса. Так сказать турнир это повод обсудить ряд вопросов. Однако представители «УГМК-Холдинга» пока уклончиво говорят о своей заинтересованности в покупке Второго авиапредприятия, подчеркивая при этом, что будут следить за его судьбой.

Заместитель директора по производству Второго свердловского авиапредприятия Леонид Тетерин отметил, что положительных перемен его подчиненные ждут уже давно. Сейчас «Уктус» имеет 1,5-километровую взлетно-посадочную полосу, может принимать воздушные суда Ан-2, 24, 26, 28, 32, Ми-2,-8, Л-410, Як-40. Самолеты авиапредприятия могут летать не только до Москвы, но даже до Европы. Однако пока они в основном используются только для противопожарного патрулирования свердловских лесов и для разовых коммерческих полетов. «Планы по развитию «Уктуса» есть, но планы есть планы и когда они осуществятся пока не понятно»,— грустно констатировал Леонид Тетерин.

Но возможно, что печали сейчас не должно быть места. Как рассказал АПИ Эдуард Россель: «Сейчас идет скупка долгов. Я знаю, что создан уже комитет должников. Весь этот процесс в первом полугодии этого года закончится и пройдет процедура банкротства. Потом появится инвестор, который сейчас скупает все долги и начнется развитие авиапредприятия. Это предприятие мы нацеливали, чтобы осуществлять рейсы с дальностью до тысячи километров. Предприятие будет подвозить пассажиров в Екатеринбург, в «Кольцово», а «Уральские авиалинии» у нас выступят в роли «дальнобойщиков». Однако назвать инвестора губернатор наотрез отказался, подчеркнув, что не может этого сделать.

При этом генеральный директор ООО «УГМК-Холдинг» Андрей Козицын в ходе краткой беседы с корреспондентом АПИ, подтвердил информацию о том, что у «Уктуса» есть определенные долговые обязательства и представители холдинга ими занимаются. «УГМК не владеет собственностью в аэропорту, но из «Уктуса» летают наши самолеты, там же они и обслуживаются. Поэтому судьба его нам не безразлична. На 2007 год государство не выставило «Уктус» на продажу, поэтому говорить о каких-либо четких планах УГМК по приобретению компании пока нельзя. Когда порт выставят на продажу тогда уже и можно будет о чем-то говорить»,— подчеркнул Андрей Козицын.

Хочется верить, что планам по развитию Второго свердловского авиапредприятия все-таки суждено сбыться. При этом жители Екатеринбурга, Свердловской области и всего Урала получат новый, точнее хорошо забытый старый, способ передвижения по родному краю. Ведь воздушные перелеты по соотношению цена—скорость способны составить хорошую конкуренцию автомобильному и даже железнодорожному транспорту.

© Игорь Пушкарев, АПИ





 
Вторник, 30 апреля 2024
 

Читайте также