Фото: Александр Петросян, Коммерсантъ
ЕКАТЕРИНБУРГ. Доходы лидеров мнений от рекламы впервые показали падение по итогам года: по оценке Perfluence, в 2022 году оно составило 5%, до 15 млрд рублей, пишет Коммерсантъ. Блогеры и знаменитости потеряли западных рекламодателей, но основным фактором эксперты называют блокировку Instagram (деятельность Meta по работе Instagram и Facebook объявлена в России экстремистской и запрещена), после которой крупные компании частично перенаправили бюджеты в Telegram.
Самое сильное падение рынка, по оценке аналитиков, пришлось на второй квартал 2022 года, когда обороты в среднем сокращались более чем на 50%. Это произошло на фоне снижения активности рекламодателей, блокировки Instagram, введения ограничений для российских пользователей на TikTok, а также ухода западных брендов (об остановке продвижения в РФ заявляли в том числе PepsiCo, Nestle, Mars Russia, Procter & Gamble, L'Oreal и др.). К концу третьего квартала рынок вернулся к росту в 15-20% к показателям 2021 года. По данным Perfluence, в 2022 году произошло существенное перераспределение бюджета рекламодателей по соцсетям: доля Instagram от всех начислений инфлюенсеров снизилась с 67% до 30%. TikTok в расходах рекламодателей сократился с 2,31% до 0,77%.
Лидирующую позицию в сегменте занял Telegram - 49% от общего объема выплат (годом ранее на него приходилось 18%). Доля «ВКонтакте» выросла с 13% до 20%.
Расходы на продвижение через YouTube-блогеров выросли с 1,69% до 3,57% (YouTube ограничил монетизацию для российских пользователей, но рекламодатели напрямую покупают рекламу у YouTube-блогеров).
«Повышенная активность создателей контента в Telegram и "ВКонтакте" не смогла перекрыть общий спад»,- отмечает руководитель партнерской сети Екатерина Бибик. В пресс-службе «ВКонтакте» "Ъ" уточнили, что выручка пабликов, использующих инструменты монетизации соцсети, в 2022 году увеличилась на 87% год к году.
В 2023 году рынок может вернуться к росту через короткие видео и бюджеты китайских инвесторов. Но негативным фактором станут новые требования маркировки рекламы.
В 2023 году на рынок будет оказывать влияние новое регулирование, а именно закон о маркировке рекламы, который обязывает блогеров помечать как рекламу каждое оплаченное размещение, напоминают эксперты.
© Служба новостей «АПИ»