фото: Евгений Павленко, Ъ
МОСКВА. На этой неделе на российский рынок выходит новый платежный инструмент - стикер, который можно наклеить на смартфон, пишет Коммерсантъ. Банки, анонсировавшие его появление еще в декабре, говорят о большом спросе и рассчитывают продать в этом году миллионы устройств. Но эксперты считают, что интерес к стикерам, а также кольцам и браслетам с тем же функционалом, появившийся на фоне ухода иностранных платежных сервисов, долго не продержится.
В ближайшее время несколько крупных банков собираются предложить клиентам платежные стикеры. Альфа-банк планирует сделать это 23 января, МКБ - «в течение пары недель». О тестировании этого платежного форм-фактора также говорят в Сбербанке, ВТБ, Почта-банке.
Платежные стикеры с NFC-чипом (Near Field Communication, «связь ближнего действия») позволяют совершать бесконтактную оплату с помощь смартфона. Модуль NFC представляет собой небольшую плоскую катушку с миниатюрной микросхемой и антенной, сигнал от которой принимает смартфон. Принцип его работы основан на электромагнитной индукции, а сама связь имеет совсем небольшой радиус действия. Чтобы оплатить покупку платежным стикером, нужно поднести к терминалу смартфон, на который он наклеен.
По словам руководителя «Тинькофф Кассы» Сергея Хромова, спрос на стикеры предопределен тем, что клиенты смогут вернуться к привычному способу бесконтактной оплаты смартфоном. «Это особенно актуально для пользователей iPhone, поскольку на данный момент в РФ нет аналогов заблокированного ApplePay»,- поясняет он. «Это безопасно - у стикера можно настроить ПИН-код или заблокировать в случае потери»,- заверили в Альфа-банке.
Одновременно вырос спрос на платежные кольца, браслеты, брелоки и прочие аксессуары. Директор по продуктам компании АЛИОТ Андрей Пилишенко связывает тенденцию с уходом международных платежных систем из РФ, когда у пользователей пропала возможность платить с помощью различных Pay's (Apple Pay, Huawei Pay и т. д.).
Вместе с тем, говорит "Ъ" источник на платежном рынке, знакомый с предлагаемой технологией, с использованием подобных устройств «связаны определенные трудности, из-за которых они не получили широкого распространения раньше, хотя появились на российском рынке еще в начале 2010-х годов». По его словам, например, в кольце антенна, с помощью которой сигнал от чипа проходит на терминал, расположена так, что если его подносить к терминалу перпендикулярно, то сигнал может не пройти. У стикера могут быть другие проблемы - у смартфона есть собственная антенна, которая может войти в конфликт с антенной стикера, и тут будет важно, на какую часть смартфона или чехла окажется наклеено устройство.
По мнению независимого эксперта на рынке платежных карт Дмитрия Вишнякова, скорее всего, такие решения останутся нишевыми. «На сегодня нигде в мире нет рынка, где такие формы бы заняли заметную долю»,- отмечает он. Скорее всего платежные стикеры и аксессуары будут востребованы клиентами на горизонте до двух лет, а в будущем им на смену придут отечественные решения для оплаты смартфоном, которые пока находятся в разработке.
© Служба новостей «АПИ»