Регионы: Свердловская областьЧелябинская областьТюменская областьПермский край
Свердловская областьЧелябинская область

Виталий Гребенников: Артисты, чьи песни я исполняю на эстраде, были не просто певцами, они создавали вокруг себя театр

29 мая 2014 15:18

В прошлом - выпускник-отличник Екатеринбургского государственного театрального института, сегодня - один из самых ярких артистов московского театра имени Маяковского, исполнитель непривычного для большинства современных слушателей музыки романсов 30-40-х годов Виталий Гребенников, вновь посетил столицу Урала с сольной программой под названием «Посвящение». По его признанию, Екатеринбург с каждым годом становится для него все ближе и роднее. Виталий рассказал корреспонденту АПИ, почему ему близок Андрей Миронов, для чего его студентом пригласил в Москву Иосиф Кобзон и чем время патефонов и граммофонов выигрывает у нынешнего века информационных технологий.

- В прошлый раз вы приезжали в Екатеринбург с концертом около девяти месяцев назад - в сентябре 2013 года. Что вам запомнилось особенно на том выступлении, что вы вновь, через достаточно короткий промежуток времени, приехали выступить на нашей сцене?

- В принципе оба приезда связаны с гастролями. В этот раз должен был пройти спектакль театра Маяковского, который, к сожалению, по объективным обстоятельствам был отменен. Но, несмотря на это, я решил, что не могу отказаться от выступления в родном для меня городе. Я очень люблю его, и он все больше и больше становится для меня родным.

- А часто вы сюда приезжаете?

- В зависимости от гастролей. К сожалению, большое количество работы в Москве не отпускает меня, и все зависит от гастрольных графиков. Кстати, через десять дней я опять приеду, уже со спектаклем. В год получается примерно раза три бывать в Екатеринбурге.

- Вы родились в городе Свердловске Украинской СССР. А как получилось, что вы переехали затем в Екатеринбург?

- Я только родился там, а до 17 лет прожил в Казахстане. И уже оттуда как раз перебрался в Екатеринбург, который довольно недалеко находится от Казахстана - Урал ведь с ним граничит. В свое время выпускались буклеты для абитуриентов со списками вузов. Как раз в таком я нашел ЕГТИ, который закончил с отличием - у мастера Маргариты Серафимовны Ершовой, которая сегодня тоже пришла на концерт.

- А для чего после ЕГТИ вы решили поступать в ГИТИС?

- Это как раз было связано с музыкой. Мне очень нравилось петь и на последних курсах, примерно на третьем-четвертом, я начал пробовать писать песни, мне захотелось развивать голос. Даже хотел поступить здесь в уральскую консерваторию, но решил, что все-таки надо ехать в Москву. Не только потому, что там возможностей больше, просто так случилось, что на одном из концертов Екатеринбурге выступал Иосиф Кобзона. Я прорвался к нему после выступления, спел под гитару, на что он сказал: «Ну давайте, приезжайте, будем смотреть на вас». И я приехал к нему поступать, но, к сожалению, не поступил. Но зато попал в ГИТИС под руководство, кстати, нашего земляка - Александра Борисовича Тителя. Он был здесь долгое время художественным руководителем театра оперы и балета.

- Вы исполняете песни довольно необычного на сегодняшний день жанра - романсы и эстрадные произведения 30-40-х годов. Почему такой выбор?

- У меня так душа поет, мне это время очень близко - 30-е, 40-е, 50-е года. Конечно, это были непростые времена, но именно тогда писалась очень красивая и гармоничная музыка и стихи. Может быть, они несколько примитивны и просты, но, тем не менее, они очень доходчивые. Например, романс - чем проще, тем лучше. Люди лучше воспринимают простой слог и несложную музыкальную фразу. В свое время не у всех были патефоны и граммофоны, и люди на застольях праздничных просто сами пели песни. Кстати, многие из них поэтому стали застольными, допустим Петра Лещенко или Леонида Утесова. Это сейчас мы пользуемся цифровыми технологиями - можно включить любую музыку, найти через интернет и так далее. А тогда это все передавалось из уст в уста. Ну и дух, конечно, того времени, и исполнители. Ведь все были личностями - Леонид Утесов, Александр Вертинский, Марк Бернес, Вадим Козин. Про этих людей можно говорить бесконечно. Они, помимо того, что были певцами, прежде всего, являлись артистами.

- То есть для вас важно как раз сочетать эти две ипостаси?

- Совершенно верно. Именно поэтому мне очень близко творчество Андрея Миронова - потому что он изумительный певец-исполнитель, автор актерских находок в той или иной песне. Вещи, которые звучали в его исполнении - незабываемы, и повторить их практически невозможно. Хотя Андрей Александрович считал, что у него голоса нет. Но его тембр невозможно перепутать ни с каким другим голосом.

- Ну а Владимира Высоцкого, наверное, тоже можно отнести к этой категории великих артистов?

- Да, конечно, можно. Но здесь есть один нюанс - Высоцкий был автором песен, он, все-таки, бард, хотя он про Александра Вертинского говорил, что это первый бард русской эстрады. Он его очень любил и относился с большим пиететом.

- Вы не только играете в театре Маяковского и выступаете на концертах, но и активно снимаетесь в фильмах. Какой-то деятельности в ближайшие годы планируете уделить наибольшее внимание?

- Мне все нравится. Частенько спрашивают, что является для меня хобби. Моя профессия и есть мое хобби, причем все ее направления одновременно. Потому что драматическое искусство в театре - это одно, концерты эстрадные - это совершенно другое, телевизионные проекты - третье. Но все это объединяет ощущение какого-то одного большого театра. Потому что певцы, чьи песни я исполняю на эстраде, они были не просто исполнителями, они создавали какой-то театр вокруг себя.

- Вся жизнь - игра...

- Ну, наверное, да. Знаете, в игре очень много в человеке скрытого проявляется. Почему детям часто рекомендуют те или иные игры? Потому что даже замкнутый ребенок может полностью раскрыться в игре. Когда человек находится в этом состоянии, он забывает о том, кто такой на самом деле, представляет себя совершенно другим. И, поэтому, он может себе позволить какие-то вещи, снять с себя табу.

- Напоследок хотелось бы узнать о вашем сегодняшнем выступлении. Прошлое называлось «Танго любви», новое - «Посвящение». Чем отличается программа и кому все-таки посвящен сегодняшний концерт, откуда такое название?

- Они отличаются тем, что в «Танго любви» практически вся программа была из репертуара Петра Лещенко, Александра Вертинского - в обоих отделениях. А здесь, в первом также прозвучат песни Петра Лещенко, Леонида Утесова, а во втором отделении я исполню чисто авторские песни, которые посвящены Михаилу Таривердиеву, Александру Вертинскому, Владимиру Высоцкому, городу Екатеринбургу.

 

© Анна Федорова, АПИ

 

Распечатать


 
Воскресенье, 8 декабря 2019