Регионы: Свердловская областьЧелябинская областьТюменская областьПермский край
Свердловская областьЧелябинская область

Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл

29 августа 2011 13:52

 

25 августа архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл дал свое первое после назначения интервью. Он стал гостем программы «События. Акцент» на телеканале ОТВ и поделился своими планами по управлению епархией.

  

Добрый вечер это программа «Акцент» на ОТВ меня зовут Максим Путинцев, а в гостях у нас сегодня Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл.

Будем знакомиться, вы ведь новый управляющий нашей епархии. Уже успели ознакомиться за эти несколько недель с вверенной вам территорией? Будем знакомиться, с епархией тоже знакомлюсь. Все новое, оно когда-то становится старым, даже не заметите, как быстро все пройдет, как все привыкнем друг к другу. Но все равно программа первых дней, наверное, особенная: объехать, посмотреть, познакомиться.   

— Да, тем более, что есть, что объезжать. Я до сих пор не все посмотрел. Епархия огромная. Проделана грандиозная работа. Вообще Владыка Викентий гениальный человек, он столько оставил после себя, след на века.

 

Вы с Викентием раньше были знакомы, до того как уже непосредственно здесь в Екатеринбурге пересеклись?

— Конечно, очень давно, даже до Екатеринбурга и даже до его архиерейства и до моего, мы знакомы почти лет 30, наверное, а может чуть больше.

 

А вот сейчас, в эти дни, буквально сегодня, насколько я понимаю, он отбыл отсюда в Ташкент, где он будет служить в будущем. Советовались с ним относительно текущего момента и перспектив, собственно, преемственность то, она будет или нет?

А как же. Мы же не с нуля начинаем. Каждый продолжает дело другого, он будет продолжать дело своего предшественника.

 

   Но все равно взгляды могут в чем-то и расходиться?

   Безусловно, она на то и жизнь, что там что-то меняется, а что-то остается всегда.

 

Вот вы сказали, что епархия большая, все объехать не успели, но ваш переезд сюда совпал с определенной административной реформой нашей Екатеринбургской епархии, ее на 3 части разделили. Екатеринбургская и Верхотурская это одна, кроме того, появились Нижнетагильская и Каменская. В чем причина такого административного решения, как вы, по крайней мере, это интерпретируете?

— Причина то, она известная, она обычная, потому что идет огромное расширение церкви, увеличение приходов. Увеличение приходов подразумевает собой расширение церковной жизни. Епископ должен все эти вещи контролировать, проверять, как бы лично за это отвечая, а как бы физически невозможно ответить больше чем, не знаю, за 150-200 приходов. В Екатеринбургской епархии до разделения было, по-моему, где-то около 600 приходов и достаточно много монастырей, потом, идет огромный процесс строительства храмов, увеличение церковно-приходских школ, это требует огромного пристального внимания со стороны руководителя епархии.

 

То есть исключительно поэтому. Одному человеку с таким большим хозяйством уже сложно справляться

— Дело в том, что епископ, он же не директор предприятия, он отец, он должен быть отцом для своих прихожан, для своих священников, он должен о них заботиться, он должен каждого знать, он должен каждому помогать, как и они ему. То есть он должен быть в курсе всех дел. Физически это сделать сегодня становится все сложнее и сложнее, поэтому святейший принял решение, чтобы епархии были чуть поменьше, но внимание к людям со стороны епископов было намного больше.

 

В общем, скажем так, это решение принято для эффективности работы. Понятно, скажите пожалуйста, я ведь правильно понимаю, что вы практически на родину вернулись? Вы ведь родом отсюда, из Уральских мест, правда не из Свердловской области, чуть-чуть севернее.

   Река Чусовая, она общая для нас. Я как раз родился в Чусовском районе Пермской области и это совсем рядом  - 400 километров  отсюда.

 

В Верхотурье уже успели побывать? Все-таки Екатеринбургская и Верхотурская у нас епархия.

 Разумеется, да. И главная святыня нашей земли Мощи Праведного Семена Верхотурского.

 

Какие-то перемены там ощущаются? Нам ведь объявлено о том, что будут реализовываться очень серьезные программы с колоссальными инвестициями в Верхотурье в несколько миллиардов рублей. Вообще, есть шансы, на то, что действительно эта программа эффективно будет реализована?

— Я считаю, что шансы есть потому, что люди, которые участвуют в идеологии этого проекта, это люди очень уважаемые, ответственные, это и уполномоченный представитель президента по Уральскому округу, и губернатор Свердловской области и все происходит под патронажем Святейшего Патриарха. Я думаю, что при таких уважаемых людях можно многое сделать. Тут только надо четко разделять понимание того, что программа по Верхотурью, это не программа восстановления только Святониколаевского Верхотурского Монастыря. Это программа и мест, ориентированных на Верхотурье и программа восстановления самого города Верхотурье.

 

 Есть духовная, есть светская программа, скажем так.

Ну, скажем так, житейская, бытовая. Вы посмотрите на Верхотурье, можно увидеть совершенно невооруженным глазом, там и дома не в самом лучшем состоянии…

 Это правда, кто там был, тот видел: довольно депрессивная территория на сегодняшний момент.

— Да и делать одно и забыть о другом это просто невозможно, поэтому через эту программу мы очень надеемся, что жизнь людей, кто живет там, улучшится, и люди, которые будут приезжать, они почувствуют вкус и сладость своей родной земли, которая вот здесь находится и сколько здесь рядом святынь.

 

А люди поедут? Ну, паломники, наверное, да, они и сейчас едут, возможно, уже этот поток уже увеличился каким-то образом, а вот что касается туристов? Все-таки тут важны какие-то такие вещи, удобство, чтобы и добраться можно было быстро, далековато ведь Верхотурье от Екатеринбурга и от основных транспортных, логистических путей.

— Смотря от чего брать точку отсчета, потому что есть специальные туристические тропы, которые наоборот предполагают наибольшее удаление. У меня есть один знакомый профессор духовной академии, он всегда в отпуск уезжает в самые непроходимые места и на байдарках там сплавляется.

 

— Ну, таких людей все-таки меньше!

—Ну, поменьше, чем в массовом движении, но все равно и для паломников будет возможность и для туристов тоже будет возможность.

 

В чем вы видите свои главные цели и задачи на посту архиепископа?

— Так они не меняются с изменением места жительства. Это нести слово Божие, укреплять православную веру, утверждать национальные традиции, чтобы наш народ креп духом и сохранял свою приверженность вере и свое родное Отечество.

 

 Сразу по приезду вы сказали, что одной из главной для духовенства в целом задач и целей считаете повышение нравственности общества. Ну и фактически только что вы ровно об этом и сказали. Один вопрос возникает: как этого добиться, учитывая, все-таки достаточно серьезный разрыв между церковью и современным светским обществом. И очень часто слово пастырь воспринимается как вмешательство вот в эту личную частную светскую жизнь, а по Конституции у нас светское государство и так далеее, и тотально вторжение идет.

— Навязывания любой идеи, в том числе и религиозной, не должно быть. Но прививание интереса к своим национальным духовным истокам  - это безусловная вещь, без которой не может существовать  в дальнейшем государство. Поэтому я думаю, что и государство и церковь заинтересованы в том, чтобы жить в хорошем государстве, в мощной стране, с тем, чтобы не только экономика развивалась, но и люди были крепкие духом и физически здоровы.

 

— Это правда. Но как разрыв между церковью и обществом преодолеть? У нас ведь опросы показывают, что православными себя называет подавляющее большинство, но в храм и в церковь ходит 1-2-3- % не больше

— Ну не надо. Не один, не два и не три…

 

— А сколько? Ну по праздникам, конечно, побольше. На Рождество и на Пасху переполнены церкви. В остальные дни ведь нет.

— Церкви переполнены, потому что их недостаточно хватает в жизни. Что касается взаимодействия, то я бы сказал, что есть такое понятие «церковная ограда» Церковная ограда подразумевает собой сохранение всех внутренней жизни церкви, в которую нельзя вмешиваться ни государству ни светскому обществу. Но в то же время есть условие, чтобы церковь могла влиять на здоровую жизнь в обществе. Поэтому двери храма должны быть открыты для каждого, внимание должно быть каждому, навязывания быть не должно, но в то же время возможность войти и прикоснуться к этим истокам должна быть у каждого. Что же касается государства, то мое четкое убеждение – если государство желает иметь свое будущее, то оно должно опираться на настоящие подлинные многовековые ценности, носителем которых и является, в том числе, и религиозная культура, религиозный подход к жизни. В отличие от легко меняющегося мира церковные устои не меняются и они всегда привержены к настоящим и подлинным человеческим законам.

 

 Вы действительно считаете, что у нас не хватает храмов? В Екатеринбурге и Свердловской области. Ваш предшественник архиепископ Викентий говорил о том, что нам надо 300 церквей только в Екатеринбурге построить и это его высказывание имело широкий резонанс и неоднозначную оценку. Вы бы в какую цифру оценили эту нехватку?

— Не, ну давайте о цифре говорить не будем сейчас, я могу сразу сказать, что храмов действительно не хватает. И не только в Екатеринбурге. Храмы нужно строить в шаговой доступности, как об это также заявляет наше священноначалие, чтобы человеку было удобно дойти. Это должна быть программа ни на один год, и даже не на 10, а с тем, чтобы был разумный подход к этому строительству, чтобы собирались общины, привлекались люди, которые способны эти храмы построить

 

— Важный момент, кто будет строить, на чьи деньги и кто потом будет содержать.

— Это должно быть естественное движение. Естественное , а не насильственное. Нельзя насильственно навязывать храм и в то же время нельзя насильственно ограничивать действия прихожан, чтобы они этот храм не имели. Потому что ненормально, когда в центре города, в прекрасном здании, например, на улице Ленина находится храм, когда там, когда там классическое здание – одно из самых  интерерсных зданий Екатеринбурга, где можно было бы рядом поставить, наверное, храм, а это здание использовать по другим нуждам.

 

 Ну у нас ведь много еще заброшенных, полузаброшенных церквей.. Может быть, надо постепенно, по крайней мере…

— Одно другому не мешает. Обратите внимание на Екатеринбург, который строится везде и повсеместно. Везде идут стройки, и куда бы я ни пришел, везде показывают: посмотрите, что мы делаем, посмотрите, как мы строим. А почему храмы нельзя строить? Конечно можно и нужно. А о количестве это второстепенный разговор.

 

Раньше вы были архиепископом Ярославским и Ростовским… До того, как сюда к нам в Екатеринбург приехали. Субъективно: ваше главное достижение на предыдущем посту в чем заключается? И к чему вы будете стремиться здесь?

 О достижениях объективно не мне судить – были ли они или не было их вообще. Мне было очень радостно и почетно служить на Ярославской кафедре. Это самая древняя кафедра сегодня в Российской Федерации. Ей в этом году исполняется 1020 лет. И я был 93 архиереем на этой кафедре. Это замечательная русская земля, наполненная историей и традициями – дай бог ей развиваться и дальше. Тем более что губернатор нынешний ярославский, он бывший труженик уральской земли – он раньше работал в уральском округе.

 

— Спасибо вам большое. Я напомню, что в гостях у нас сегодня был архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл.

 

 

Полную версию интервью можно увидеть на сайте телеканала ОТВ www.obltv.ru

 

 

Распечатать


 
Воскресенье, 8 декабря 2019