Регионы: Свердловская областьЧелябинская областьТюменская областьПермский край
Свердловская областьЧелябинская область

Борис Грачевский

15 февраля 2011 10:03

Во время визита в Екатеринбург основатель известного детского журнала «Ералаш» Борис Грачевский встретился с уральскими школьниками, провел мастер-класс по актерской игре, предложил сниматься в екатеринбургских скетчшоу и показал самые известные выпуски киножурнала. А после рассказал корреспонденту АПИ, что он думает о современном детском телевидении России.

 

— Здравствуйте, Борис Юрьевич. Киножурнал уже многие годы существует на центральном телевидении. Почему раньше Вы не приезжали в Екатеринбург с такими показами?

— Приезжал, только давно. В этот раз пригласили на несколько дней, и я согласился.

— Во время таких «гастролей» можно найти талантливых актеров для «Ералаша»? Были такие истории, когда в провинции находились яркие ребята?

— Это технически невозможно. Но найти очень талантливых и ярких ребят всегда можно. К сожалению, технически мы не сможем с ними работать. Ведь база, техника, труппа в Москве. Таскать ребенка на примерку, грим, репетиции… Кто будет за это платить? – разводит руками режиссер. — Поэтому мы не работаем с ребятами из других городов. Правда, у вас тут появилась своя студия, похожая на «Ералаш», делают выпуски «Школьники.ру»…

— А Вы эти выпуски видели? Как оцениваете работу?

— Видел, по их приглашению и прилетел. Очень прилично сделано. Но они идут совсем другим путем. Больше похожи на «6 кадров», а мы больше похожи…на себя.

— Кстати, о скетчшоу. Однажды Вы говорили, что никому еще не удавалось снять что-то подобное, как «Ералаш». Но появились скетчшоу, такие же короткие зарисовки. И они популярны. Не боитесь, что появится такое скетчшоу для детей и затмит «Ералаш»?

— Нас никто никогда не сравнивает с подобными шоу. Самые сильные из них «Шесть кадров» — с хорошими артистами, ярко и сочно играют. А на вопрос о детском скетчшоу отвечу так: пусть появится, когда затмит, тогда и посмотрим. Но, честно говоря, сколько лет пытаются сделать такое, и ничего не выходит, — улыбается Грачевский.

— В своих интервью вы неоднократно высказывались за то, чтобы в стране появилось детское телевидение. Недавно в России произошло объединение двух крупных детских каналов, и образовался «Бибигон». Как относитесь к этому каналу?

— Я первым стал говорить о том, что мы единственная страна, где нет своего канала для детей. Потом появились два детских канала. Оба не соответствуют тому, о чем я говорю. Во-первых, это не каналы, это цифровые истории, — загибая пальцы, начинает режиссер. —  Во-вторых, нормальный ребенок не может нормально к этим каналам придти, найти их. В-третьих,  они сделаны на лицензионных американских, английских, голландских передачах. Мы вытравливаем свой главный козырь – русский менталитет. Вы даже не представляете, к каким последствиям это может привести. Наши дети вырастут манкуртами, то есть у них не будет родины, они не будут русскими. Для них Симпсоны будут дороже Чебурашки, а это не правильно. Вот о чем я переживаю.

— Похоже, это действительно так. У Вас есть идеи, как это можно изменить? Каким должен быть канал?

— Я хотел бы, чтобы канал был наполнен, располагался на нормальной «доступной кнопке». И любой ребенок, который живет в Екатеринбурге или Воронеже, пришел бы домой и знал, что в 2 часа дня будут и мультики и передачи для его возраста. Вот сейчас два канала объединили в один. Поздравляю. Отрапортовали, поставили, молодцы какие. А мы его опять не видим. Нету канала, спроси у любого ребенка, нету. Пусть они перед правительством отчитываются, показуха все это. А ведь нынешние дети — это поколение, которое через 15-20 лет будут руководить страной. Они воспитываются не в русских традициях. Вот и все.

— Что сейчас можно сделать, чтобы привлечь внимание к этой проблеме?

— Я не знаю, если мне дадут трибуну, я встану, я прокричу, что это обман, все обман. Надо было детский канал – нате. Я смотрел этот канал. Какие-то конкурсы, какая-то мертвечина. Мне очень обидно. Нет никакой обратной связи, нет никаких документально-хроникальных взаимоотношений. Дети не видят, например, что мальчик с Владикавказа изобрел что-то, девочка победила в шести олимпиадах. А такие новости детям необходимы, они человеческие. Мы совсем забыли о том, что патриотизм надо воспитывать. Мы потеряем поколение. Это очень острая и печальная тема. Одно дело для протокола отметиться, выслужиться перед руководством страны, вот было два канала, мы объединили... Поздравляю! – горячится Грачевский. – А важно другое! Услышьте вы ребенка, послушайте вы его, зачем вы долбите его чужими передачами?

— Но почему тогда Вы молчите? Почему громко не заявите о своем мнении? Вы ведь многие годы связаны с детскими телепрограммами, Вас бы послушали.

— Я должен был выступать на общественном совете при президенте, связанный с детьми. Приготовил огромную речь, а результат оказался печальным – отменили. Трибуны нет. Никто не хочет смотреть вперед, — заметно погрустнев, заканчивает основатель «Ералаша».

— В плане воспитания детей через телевидение во времена Советского Союза было лучше?

— В этом отношении в СССР было гораздо лучше. Конечно, были переборы, но было детское кино, хорошее, настоящее детское кино.

— А есть современные фильмы, которые следовало бы посмотреть каждому ребенку?

— Честно скажу, не люблю составлять какие-либо рейтинги. Ну, пожалуй, сейчас вспоминается только один фильм: «Инопланетянин» Спилберга. Шедевр. И не только для детей, но и для взрослых. Еще мне нравится история про Гарри Поттера. Моя дочь говорит, что нужно сначала посмотреть кино, а потом прочитать книгу. Книга ярче, я сам уже две прочел. Понимаю успех книжки, потому что это абсолютное нормальное желание ребенка — быть волшебником.

— Не так давно Вы тоже создали детское кино, мелодраму «Крыша». Сейчас есть идеи новых фильмов для детей?

— «Крыша» — это фильм-предостережение для родителей. Чтобы они поняли, если не займутся своими детьми, те в один миг могут оказаться на краю крыши… У меня есть задумка, касается фильма для взрослых, но пока не получается, — задумчиво рассказывает режиссер.

— Раскроете секрет, расскажите, о чем оно?

— История пожилого композитора, его поздней любви. Красивая должна быть история, но сценариста найти не могу. Я им идею рассказываю, приносят работы, а они мне не нравятся. Надеюсь, скоро что-нибудь все же получится.

— Значит, современным школьникам от вас можно ждать только новые серия «Ералаша», а фильмов не будет?

— Я достаточно сделал для детей за всю жизнь. Сейчас я больше не хочу снимать фильмы для детей. Готов теперь только продюссировать, создавать новое детское кино мне просто неинтересно…

— И все же, напоследок, надежда с детским телевидением у нас есть?

— Хотелось бы верить, но я ее не чувствую. Совсем не чувствую.

 

© Ирина Мозговая, АПИ

 

Распечатать


 
Понедельник, 14 октября 2019