Регионы: Свердловская областьЧелябинская областьТюменская областьПермский край
Свердловская областьЧелябинская область

Владимир Тунгусов

14 марта 2011 18:00

 

Заместитель главы администрации Екатеринбурга по вопросам организации управления — руководитель аппарата администрации Екатеринбурга Владимир Тунгусов дал интервью, посвященное внедрению электронных услуг в уральской столице.

 

— Владимир Георгиевич, в последнее время очень много говорят о внедрении электронных государственных услуг. На уровне Екатеринбурга какие услуги уже удалось перевести в электронный вид и какой результат это дало?

— Давайте сначала разберемся в терминологии и дадим четкое определение электронной услуги. Вообще говоря, под электронной услугой мы понимаем услугу заявительного характера, где инициатором является горожанин, а вся необходимая информация предоставляется ему в электронной форме, через Интернет.

Российским правительством определен перечень первоочередных услуг, переводимых в электронный вид, и пять этапов решения этой задачи. Цель реализации первых двух этапов, завершенных в прошлом году — обеспечить информирование граждан, разместив на портале государственных услуг www.gosuslugi.ru информацию о порядке оказания услуг, включая образцы необходимых документов. Сейчас на портале www.gosuslugi.ru и на официальном портале Екатеринбурга можно получить подробную информацию о 25 видах муниципальных услуг, предоставляемых в таких сферах, как ЖКХ, социальное обеспечение, имущественные отношения и другие. Здесь же есть информация о порядке оказания услуг, необходимых документах, максимальных сроках предоставления услуг, графиках работы и местах расположения организаций, оказывающих услуги.

Следующие три этапа, завершить которые планируется к 2014 году, предусматривают собственно предоставление документов, мониторинг хода оказания услуги и получение ее результатов только в электронном виде с портала государственных услуг. Дистанционная форма предоставления услуг наиболее интересна для горожан. Администрация города Екатеринбурга предпринимает активные действия для скорейшего перевода муниципальных услуг в электронный вид и реализует несколько «пилотов» по внедрению электронных услуг. Так, в декабре 2010 года в тестовом режиме на Официальном портале Екатеринбурга заработала одна из наиболее востребованных горожанами электронных услуг — «Запись на прием к врачу». Также с федерального портала государственных услуг жители Екатеринбурга могут подать заявление в электронном виде на предоставление компенсации на оплату жилищно-коммунальных услуг и получить информацию о начисленных компенсациях.

Помимо услуг, предусмотренных федеральным законодательством, мы предлагаем горожанам пользоваться дополнительными муниципальными сервисами, которые способствуют оперативному решению проблем городского хозяйства, обеспечению информированности граждан и их вовлечения в процесс управления Екатеринбургом. Например, на Официальном портале Екатеринбурга действует сервис «Online-служба ЖКХ», с помощью которого можно получить информацию о своей управляющей компании, ремонтах коммунальных сетей или опрессовках. Другим сервисом, к которому жители Екатеринбурга проявляют повышенный интерес, является «Городской контроль», с помощью которого можно указать на карте города точку и описание проблемы, возникшей по данному адресу.

Свободный доступ к информации об услугах и электронным муниципальным сервисам максимально упрощает и ускоряет процесс получения услуг горожанами, обеспечивая открытость и прозрачность деятельности органов власти.

 

— Что в рамках развития электронных услуг будет сделано в городе в 2011 году?

— Правительством Российской Федерации определен перечень услуг, которые должны предоставляться в электронном виде к 1 августа 2012 года. В числе этих услуг есть муниципальные услуги: «Прием заявлений и организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг», «Прием заявлений, документов, а также постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях» и другие. Наша первоочередная задача,- используя накопленный опыт, обеспечить предоставление этих услуг в электронном виде в сроки, определенные Правительством.

Кроме того, мы будем поддерживать в актуальном состоянии информацию о муниципальных услугах, размещенную на федеральном портале госуслуг и официальном портале Екатеринбурга, развивать уже существующие и разрабатывать новые муниципальные электронные сервисы. Например, в ближайших планах - предоставление с Официального портала Екатеринбурга сервиса по продаже билетов в муниципальные учреждения культуры - кинотеатры, театры, музеи.

 

— Когда завершится реализация программы по внедрению электронных услуг?

— Что касается сроков завершения внедрения электронных услуг, то Правительство РФ определило список первоочередных государственных и муниципальных услуг, переводимых в электронный вид. Сроки завершения перехода на электронную форму предоставления для услуг из этого списка — от 1 августа 2012 года до 1 января 2014 года. Эти сроки будут неукоснительно соблюдаться. Но очевидно, что 1 января 2014 года работа по развитию электронных услуг не остановится. Наверняка появятся потребность в новых электронных услугах, понадобится развитие уже внедренных сервисов.

 

— Будут ли кореллироваться муниципальные услуги, предоставляемые в электронном виде с услугами «областного» и «федерального» уровней и как это будет технически реализовано?

— Зачастую для предоставления муниципальных услуг требуются документы, полученные при оказании «областных» и «федеральных» услуг или сведения, имеющиеся в распоряжении федеральных или региональных органах власти. В ходе электронной услуги получение или подтверждение необходимых сведений должно осуществляться автоматически путем обмена информацией, содержащейся в разнородных государственных и муниципальных автоматизированных информационных системах.

Эта задача решается с помощью системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), формированием федерального и региональных сегментов которой в настоящее время занимается «Ростелеком» - единый национальный оператор инфраструктуры электронного правительства. На своем уровне мы должны обеспечить доработку муниципальных информационных систем, подключаемых к СМЭВ в соответствии со сформулированными техническими требованиями. Надо отметить, что информационное взаимодействие органов власти разных уровней с помощью СМЭВ уже было опробовано на практике при реализации услуги по предоставлению компенсаций по оплате жилищно-коммунальных услуг.

 

— Электронные услуги это еще не весь спектр работы с населением. Будет ли реализован «электронный диалог» между горожанами и муниципальными властями, чтобы появилась возможность получать ответы на интересующие вопросы, оставлять жалобы, пожелания и узнавать информацию о том, возымели ли они какое-либо действие?

— Оказание услуг в электронном виде — это только часть большой работы по организации эффективного диалога между гражданами и Администрацией города Екатеринбурга. С помощью электронных услуг мы налаживаем взаимоотношение между потребителем услуг и сотрудниками Администрации, четко регламентируя и сводя к минимуму их непосредственное общение в процессе оказания услуг.

С другой стороны, чтобы определять приоритеты развития города, эффективно ими управлять, определять болевые точки и своевременно реагировать, нам необходима активная связь с горожанами. Это несколько иная форма общения с гражданами и роль инструмента, позволяющего организовать такую связь, играют муниципальные электронные сервисы. Например, на Официальном портале Екатеринбурга уже сегодня действует ряд сервисов: «Электронная приемная», дающая возможность обратиться в администрацию Екатеринбурга по широкому кругу вопросов, и ранее упомянутый сервис «Городской контроль».

Отмечу, что почти четверть обращений в администрацию города приходит с использованием этих сервисов, и каждый горожанин может увидеть реальные действия Администрации города, предпринятые для решения конкретной проблемы.

 

— Насколько востребованы сейчас электронные услуги в Екатеринбурге с учетом компьютеризации и интернетизации населения и какие шаги в этом направлении еще надо предпринять?

— Интерес горожан ко всем нововведениям в сфере оказания муниципальных услуг в электронном виде весьма велик, а учитывая уровень компьютеризации населения, несомненно, что по мере увеличения количества оказываемых в электронном виде услуг, их востребованность будет только увеличиваться. Более того, существенное развитие Интернета и широкое внедрение в последние годы мобильных Интернет-устройств создает не столько востребованность, сколько потребность в реализации широкого спектра услуг в электронном виде. С учетом такого опережающего развития Интернет-технологий в первую очередь следует задуматься о повышении доступности социально значимых электронных Интернет-сервисов, таких как получение компенсаций или субсидий. Однако, не следует забывать и про активное Интернет-сообщество, потребность которого на сегодня можно описать как «всегда on-line». И здесь, наверное, нужно прибегать к крупным инфраструктурным проектам, например, покрытие всей территории города беспроводными сетями доступа к Интернету (WiFi). Это не только удовлетворение потребностей горожан, но и прекрасный способ привлечь туристический бизнес на территорию города.

 

— Благодаря развитию электронных технологий мы получим электронного чиновника или по какому сценарию, по вашему мнению, в будущем преобразится работа муниципальных органов власти благодаря внедрению современных технологий?

— С точки зрения потребителя услуг действительно, это будет электронный чиновник, поскольку общение непосредственно со специалистами муниципалитета сводится к минимуму. Все общение будет осуществляться в виде обмена строго регламентированными электронными сообщениями. Работа муниципалитета по мере внедрения электронных услуг будет неизбежно меняться: внутренние процессы будут оптимизироваться и пересматриваться, для чего Правительством предусмотрены ряд мер, в том числе разработка административных регламентов оказания услуг. Это приведет к повышению эффективности управления, оптимизации численности чиновников и неизбежному снижению бюджетных затрат.

За счет устранения прямого контакта заявителя с чиновником будет уменьшена возможная коррупционная составляющая при оказании услуг, а широкое применение информационных технологий в деятельности муниципалитетов приведет к повышению требований к профессиональному уровню муниципальных служащих и неизбежному росту их профессионализма.

 

© Игорь Пушкарев, АПИ   фото Анны Храновской

 

Распечатать


 
Вторник, 20 августа 2019
 

Referer: videos tags best