Регионы: Свердловская областьЧелябинская областьТюменская областьПермский край
Свердловская областьЧелябинская область

Александр Петров: Свердловскую область разделят на три агломерации с промышленными центрами в Екатеринбурге, Тагиле и Серове

23 января 2013 13:16

До конца января свердловские власти планируют презентовать новую концепцию развития промышленности Среднего Урала. А до 1 июня на основе этой концепции будет подготовлена областная целевая программа развития промышленности и повышения ее конкурентоспособности до 2020 года. О грядущих переменах в промышленном секторе региона агентству АПИ рассказал вице-премьер регионального правительства Александр Петров.

- Александр Юрьевич, в чем суть создаваемой программы?

- Сегодня у нас появляется внятная программа развития промышленности Свердловской области, которая является логическим продолжением Программы развития и расстановки рабочих сил. В частности, она предполагает пространственно-территориальное размещение промышленности. Будут выделены три основные территориальные зоны развития. К первой зоне будет относиться Екатеринбург и большая агломерация вокруг него, ко второй - Нижний Тагил с близлежащими муниципалитетами, к третьей - весь наш север с центром в Серове.

Я считаю, что необходимо точечное развитие промышленных центров. Лучше сосредоточится на определенных точках роста, чем развивать все сразу. Это, как развитие аэропортов в России. У нас в стране 130 аэропортов, а почему-то приняли программу о развитии всего 10 авиахабов. Это ведь не случайно, потому что все аэропорты развивать невозможно, лучше вложиться в 10, а пассажиров всех остальных подтянуть к крупным. Здесь та же самая логика. Екатеринбург, Нижний Тагил, Серов станут центрами, а все остальное муниципалитеты мы должны подтянуть через промышленную кооперацию и повышение мобильности населения.

- А что будет с территориями, которые, казалось бы, не приближены ни к одному из названных промышленных центров? Например, что теперь будет с Режом?

- Реж, скорее всего, тяготеет к екатеринбургской агломерации. Он будет включен в сферу ее ответственности.

- Глава Режевского городского округа Елена Матвеева в свое время предлагала перенести на пустующие промплощадки города ряд региональных промышленных предприятий. Возможен ли такой вариант развития событий?

- Вообще, в настоящее время Екатеринбург перенасыщен металлургическими предприятиями. Вокруг столицы Урала мы разливаем 7 млн тонн стали ежегодно. Это очень серьезная экологическая нагрузка на наш промышленный центр. Поэтому вполне разумно переместить часть производств, в том числе, в Реж. В этом городском округе сейчас существует избыток рабочей силы, несмотря на то, что мы предпринимаем определенные усилия по восстановлению никелевого производства, которое в свое время кормило город.

Но в случае с Режом должно быть и встречное движение рабочей силы. Мы должны повышать мобильность населения. Для этого планируется серьезное развитие транспортной инфраструктуры.

Если мы сегодня построим скоростную железную дорогу Екатеринбург - Нижний Тагил со временем движения 40 минут, то до Новоуральска из Екатеринбурга можно будет доехать за 20 минут и, соответственно, такое же время движения из Новоуральска до Тагила. Если проект будет реализован, мы совершенно спокойно сможем перемещать рабочую силу из Екатеринбурга в Тагил и обратно. Что сегодня для екатеринбуржцев эти 40 минут? За это время мы добираемся от Уралмаша до центра города.

- Получается сейчас уже разработан проект строительства такой магистрали?

- Проект разработала Свердловская железная дорога. Мы его рассматриваем, анализируем. Сейчас вся загвоздка в инвестициях. Строительство такой магистрали с частичной реконструкцией уже имеющихся жд путей будет стоить около 15 млрд рублей. А если говорить о выделенной линии скоростного движения - это будет дороже. Сейчас наша задача найти инвесторов. Мы ведем переговоры с «Уралвагонзаводом», с ТВЭЛом на этот предмет. Видим понимание. Если дорога и будет строиться, то на основании государственно-частного партнерства.

Конкретного решения о строительстве пока нет. Сейчас идет переговорный процесс. Я думаю, когда будет окончательно принята программа развития промышленности, тогда можно будет переходить к конкретному обсуждению этой тематики. Для железной дороги это убыточный проект, потому что пассажиропоток, который сегодня существует между Екатеринбургом и Нижним Тагилом, не позволяет это окупить.

В том случае, если мы реализуем этот проект в рамках программы создания промышленных агломераций, а считайте, что это приток рабочей силы не только в Тагил, но и в Верхнюю Салду, где строится ОЭЗ «Титановая долина», то в этой концепции скоростная железная дорога кажется более привлекательным проектом. Мы ведь предполагаем не менее 14 тыс. работающих в «Титановой долине». А этих людей нужно где-то взять, как-то переместить к месту работы! Строительство скоростной дороги - это пока отдельный от программы развития промышленности проект, он пока никуда не включен. Но я думаю, что мы его постепенно будем интегрировать в общую программу.

- У нас в области есть такие территории, которые практически не заняты в промышленности. Это Красноуфимск, Ачит, Арти, Нижние Серьги. Появятся ли там новые предприятия в рамках разрабатываемой программы?

- Я думаю, что к этому вопросу надо разумно подходить. Вот когда Форд приехал в Тольятти, и ему показывали новый с иголочки завод, построенный вместе с Fiat, его спросили, нравится ли предприятие? Он ответил, что завод великолепен, но все же, после этого добавил: «Я вот только единственного не понял, зачем нужно было строить автозавод на черноземе?» Здесь тоже надо проявить определенный разум. В этих районах особый микроклимат, отличные земли. У нас там прекрасно развивается сельское хозяйство. Там хорошие пастбища. По мясомолочной продукции сегодня мы вышли на 6 место по Российской Федерации. В этих районах как раз все ресурсы для развития сельскохозяйственной отрасли. Так вот нужно ли портить там экологию, нужно ли приходить туда с промышленными предприятиями?

Небольшие заводики, конечно, могут появиться и здесь. Мы сейчас делаем упор на развитие среднего бизнеса, потому что крупные предприятия, крупные концерны, они имеют свои планы по развитию, они имеют мощную господдержку в том числе на федеральном уровне и даже прежде всего на федеральном уровне. Все они входят в крупные корпорации. А средний бизнес не имеет такой возможности лоббировать свои интересы. Он нуждается в первую очередь в поддержке. Второе средний бизнес имеет самый максимальный потенциал к росту. Любое среднее предприятие стремится вырасти до большого, а, следовательно, это и потенциал для увеличения производительности и для увеличения числа рабочих мест. Программа развития промышленности будет сконцентрирована именно на средних предприятиях.

Еще более подробно о грядущих переменах в промышленной сфере Свердловской области агентство АПИ расскажет в своих следующих материалах.

 

© Мария Шароглазова, АПИ

 

Распечатать


 
Вторник, 20 августа 2019
 

Referer: videos tags best