Регионы: Свердловская областьЧелябинская областьТюменская областьПермский край
Свердловская областьЧелябинская область

Вдох глубокий, руки шире…

5 мая 2010 15:57

Рынок фитнесс-услуг Екатеринбурга во время кризиса не потерял ни одного крупного игрока, а сейчас постепенно начинает вновь набирать темпы развития. В городе планируется открытие новых фитнесс-центров с большой площадью и линейкой предложений. Впрочем, как отмечают эксперты, задел для спроса на услуги спортивных клубов остался небольшой. В этих условиях игрокам необходимо поддерживать высокое качество сервиса, учитывать территориальные интересы потребителей и объединяться для привлечения новых клиентов.

Весной количество клиентов различных фитнесс-центров, клубов и тренажерных залов увеличивается на 15%. Люди начинают готовиться к летнему сезону и стремятся вместе с тяжелой зимней одеждой «снять с себя» несколько лишних килограммов. Рынок фитнесс-индустрии Екатеринбурга вполне может удовлетворить потребности всех желающих приобщиться к спорту. За последние годы в городе появилось достаточно большое количество спортивных клубов с линейкой предложений на любой вкус и кошелек.
По данным администрации Екатеринбурга, сегодня в городе действует 115 предприятий, реализующих услуги фитнесса. Причем, 26 из них были открыты во время тяжелого кризисного 2009 года. Новые игроки появились во всех сегментах рынка – и в премиум-классе, и в бизнес-классе и в экономе.
2010 год с точки зрения роста рынка также обещает быть насыщенным. На сегодняшний день заявлено открытие 6 крупных фитнесс-центров. Часть из них строят иностранные компании, либо местные игроки, работающие по франшизе зарубежных брендов. В этом году планируется запуск большого объекта международной компании Extreme Fitness Athletics площадью 4 тыс. м2 в ТЦ «Алатырь», открытие еще одного фитнесс-центра управляющей компании «Профит» (работает с брендами Powerhouse Gym и World Gym) в районе Сибирского тракта и т.д.
В городе уже присутствуют федеральные игроки, такие как «Страта Партнерс», управляющая сетями Orange Fitness и City Fitness, а также «Империя Фитнесса».
Такой интерес к екатеринбургскому рынку объясняется достаточно высокой платежеспособностью и спортивной культурой населения, способной обеспечить заполняемость спортивных залов.
Это видно и по результатам, с которыми отрасль подошла к 2010 году. Несмотря на тыжелые экономические условия, спрос на услуги фитнесса в классе «эконом» упал на 10-15%. В бизнес-классе снижение было более сильным – на 20-30%. Заметно уменьшился «средний чек», а также на 30-40% упал спрос на индивидуальные тренировки. Снизилось и количество клиентов, готовых приобретать клубные карты для пользования дополнительными услугами. Согласно опросу, проведенному Потребительским центром тестирования товаров и услуг, большинство потребителей (71%) не пользуются дополнительными сервисами, которые сегодня предоставляют фитнесс-клубы.
Произошла и определенная корректировка цен. Если раньше они часто были необоснованно завышенными, то в кризис фитнесс-клубы свои аппетиты поумерили и стали снижать стоимость занятий и предоставлять бонусы. Благодаря таким мерам никто из крупных предприятий с рынка не ушел.
В результате, сегодня в городе действуют 16 фитнесс-центров премиум-класса с общей площадью от 1 тыс. м2 и стоимостью годовой карты от 70 до 80 тыс. рублей. Придя туда, клиент может получить целый комплекс услуг, таких как СПА, солярий, фитнесс-бар, массажный кабинет, консультация врача и т.д.
Для людей не менее притязательных, но менее состоятельных работают 17 фитнесс-клубов бизнес-класса с общей площадью от 500 до 1 тыс. м2 и ценой клубной карты от 25 до 50 тыс. рублей.
Также в городе существует 30 тренажерных залов и 46 фитнесс-студий для людей со средним достатком. Как отмечают сами игроки, рынок постепенно насыщается и становится все более конкурентным.

Все дело в стаканчиках

Все это требует от участников рынка решения новых вопросов. И первый, наиболее остро стоящий вопрос – это востребованность у потребителя. Как отмечают игроки, сегодня потребитель становится все более и более требовательным к услугам фитнесса. По словам директора фитнесс-клуба «Верх-Исетский» Полины Лепинских, клиенты сегодня более бережно относятся с затраченным деньгам и требуют от фитнесс-залов соответствующего качества услуги. «Первое требование – это, конечно, содержание услуги. Если человек пришел в клуб с целью подтянуть фигуру, то он ждет, что через некоторое время тренировки принесут ему желаемый результат. Второе требование – качество сервиса. О клиенте необходимо заботиться и всячески оказывать ему внимание», - рассказывает она. Слова Полины Лепинский подтверждает директор «Урало-Сибирского университета фитнесс-индустрии» Анна Зиньковская: «Важны даже такие мелочи, как наличие стаканчиков в кулерах и размер полотенец. Например, в одном клубе человеку предоставляют одно, но большое полотенце, а в другом – два, но маленьких. Выбор делается в пользу первого клуба», - говорит она.
Все это подтверждается практикой. Как рассказывают бизнесмены, на таких мелочах в Екатеринбурге «горели» уже несколько клубов. Например, один фитнесс-центр, позиционировавший себя как заведение премиум-класса, стал терять клиентов из-за того, что в отлично оборудованном тренажерном зале часто отсутствовал инструктор, в кулерах заканчивались стаканчики, а «отлично обученный» персонал не оказывал должного внимания посетителям. В результате, предприятию пришлось снизить цены чуть ли не вдвое.
Проблема привлечения потребителей становится наиболее актуальной и в том свете, что количество потенциальных клиентов в Екатеринбурге ограничено. По разным данным, сегодня в городе фитнессом занимаются от 1 до 2,5% жителей. Вопрос точности в этом плане совершенно не важен – все равно уровень востребованности таких услуг в рамках погрешности. Из общего числа клиентов 7,4% ходят в фитнесс-залы премиум-класса, 18% посещают клубы бизнес-класса, а 74,6% довольствуют тренажерными залами попроще.
Как отмечает специалист комитета бытового обслуживания администрации города Мария Свинтакова, в последние годы приток новых клиентов в фитнесс-индустрию значительно сократился. «Все, кто изначально хотел заниматься спортом, в фитнесс-клубы уже пришли. Остался лишь небольшой задел для роста числа клиентов. По нашим оценкам, общее число посетителей фитнесс-клубов можно увеличить еще на 1-2% от общего числа населения. Для сравнения, в Москве фитнессом занимается 3-5-% населения. В Европе – 12-15%, а в США – до 40%», - говорит она.
Такая ситуация требует принципиально нового подхода к привлечению клиентов, считают участники рынка. Как говорит Полина Лепинских, на почве приобщения людей к спорту конкурирующие фитнесс-центры начинают объединяться. «Идеи совместных мероприятий, которые могли бы увеличить число наших потенциальных клиентов, давно витают в воздухе. Сейчас мы обсуждаем возможность проведения совместных мероприятий, таких как, общегородские велопробеги, различные конкурсы, которые могли бы привлечь людей к здоровому образу жизни», - рассказывает она.
Впрочем, пока эти задумки остаются лишь планами, а клубы продолжают «перетягивать» клиентов друг у друга. То же самое происходит и с персоналом. В городе как была нехватка профессиональных фитнесс-инструктров, так и осталась.
«В институтах сегодня продолжают готовить тренеров, которые работают по принципу «упал-отжался». Для фитнесс-индустрии такие специалисты совершенно не подходят. У нас востребованы люди, которые умеют быть интересными клиентам, умеют мотивировать их на занятия спортом. Их по-прежнему мало, в поисках лучшего дохода они переходят их клуба в клуб, а за ними переходят и клиенты», - делится Анна Зиньковская.
Еще одна проблема – территориальная неоднородность развития фитнесс-индустрии в Екатеринбурге. Например, в Верх-Исетском районе сегодня действуют 23 спортивных клуба, а в Железнодорожном и Чкаловском – вдвое меньше. А потенциальные клиенты по-прежнему при выборе клуба исходят из территориальной близости к дому или работе. И если «в двух шагах» такого заведения нет, их интерес к здоровому образу жизни резко падает.

В выигрыше даже начинающий

Впрочем, отмечают эксперты, эти проблемы постепенно решаются. Например, сегодня в городе активно решается проблема кадров для фитнесс-индустрии. В Екатеринбурге действуют более 10 учебных центров для фитнесс-инструкторов, где из тренеров «упал-отжался» пытаются сделать умеющих работать с клиентами профессионалов.
Кроме того, у бизнесменов появляется интерес к открытию спортивных залов в спальных районах.
Возможности для организации небольших фитнесс-студий, в целом, есть, да и спрос на эту услугу имеется. Главное, считают участники рынка, определиться с помещением. Оно должно быть большим, вентилируемым, хорошо освещенным. Если предприниматель планирует открыть студию для групповых занятий, то ему нужно подобрать помещение с полезной площадь не менее 30 м2 без несущих колонн. При удачном расположении такое предприятие можно окупить и за год, считают участники рынка. Если планируется открытие тренажерного зала, то минимальные затраты на тренажеры составят 1,2 млн рублей. Сроки окупаемости увеличатся до 2-4 лет, зато и заработать можно больше.
Так что, резюмируют аналитики, этот бизнес пока открыт для новых игроков. А если учесть постепенное восстановление потребительского спроса, то он остается довольно интересным для вхождения.

Григорий Домовой

Распечатать


 
Среда, 13 декабря 2017