Регионы: Свердловская областьЧелябинская областьТюменская областьПермский край
Свердловская областьЧелябинская область

«Екарта» — два шага вперед!

30 сентября 2010 17:56

 

В октябре исполняется ровно год с того момента, как в Екатеринбурге началась активная фаза реализации проекта «Транспортная карта» и на станциях метрополитена начался монтаж первых терминалов для «Екарт». Уже 1 декабря в режиме реального времени началось тестирование нового способа оплаты в подземке, а с 1 января 2010 года система заработала и в наземном транспорте.

За это время пользователями «Екарт» стали свыше 250 тысяч горожан. Согласно статистике компании реализующей проект — ОАО «И-Сеть», озвученной на недавнем совещании в мэрии ее генеральным директором Павлом Ведерниковым, ежемесячно по электронным картам совершается порядка 6 миллионов поездок на общую сумму свыше 13 миллионов рублей.

Это ли не лучшее подтверждение того, что проект как минимум состоялся?

Проведенный на сайте информационного агентства АПИ социологический опрос показал, что 56,3% респондентов пользуются «Екартами». При этом любопытно то, какими мотивами руководствуются те, кто переходит на электронные карты с привычных денежных расчетов и бумажных проездных. Более 27% сделали свой выбор в пользу «Екарт», как более современный способ оплаты, еще 19,2% из-за того, что это ускоряет процесс оплаты и экономит время, а 19,1% объяснили тем, что устали возиться с мелочью.

Заместитель директора ЕМУП «Трамвайно-троллейбусное управление» Александр Серебренников отметил, что перевод части оплаты за проезд на электронные проездные облегчил работу сотрудников ТТУ и особенно кондукторов, повысил четкость денежных расчетов и позволил получать дополнительные данные об изменениях пассажиропотока на различных маршрутах в зависимости от дней недели и времени суток. «Екарты» — вещь нужная и своевременная»,— резюмировал свою мысль представитель ТТУ.

Согласен с этим мнением и директор Каменск-Уральского ПТП Владимир Кайсаров. Он также считает, что электронные проездные вещь прогрессивная, облегчающая труд персонала. «Для Екатеринбурга это вещь оправданная. Это мегаполис и для пассажиропотока, который там существует это оправдано. Но в целом это, конечно, способно облегчить работу любого транспортного предприятия»,— подчеркнул Владимир Кайсаров.

Не менее интересным оказалось и мнение тех, кто до сих пор не пользуется новым средством оплаты. 10,6% говорит, что «Екарта» не дает преимуществ при оплате проезда, другие 10,7% респондентов заверили, что пользуются коммерческим транспортом, где система электронных проездных не внедрена.

Действительно «Екарта» позволяет вести персонифицированный учет количества поездок и предоставлять скидки в зависимости от активности пользователя. Однако почти год пришлось потратить транспортникам и властям уральской столицы, чтобы уговорить Региональную энергетическую комиссию Свердловской области разрешить вводить дифференцированные тарифы, зависящие от количества поездок.

Еще в апреле Аркадий Чернецкий заявил: «На сегодняшний день развитию этого проекта очень мешает негибкая позиция Региональной энергетической комиссии. Я считаю, что в этом вопросе РЭК должна либо дать возможность городу самому определяться с тарифным планом. В конце концов, мы несем всю ответственность перед жителями города, в том числе и политическую, за цены на проезд в транспорте, — либо установить предельный тариф, а дальше внутреннее меню мы будем делать самостоятельно».

Однако только в сентябре в РЭК внесли изменения в нормативные акты, позволяющие перевозчикам устанавливать дифференцированные тарифы, а затем при принятии решения о повышении стоимости проезда в общественном транспорте Екатеринбурга до 18 рублей рекомендовали разработать гибкое тарифное меню.

Кстати сегодня его журналистам представил вице-мэр Екатеринбурга Евгений Липович: «Каждый гражданин сможет положить 1 тысячу рублей на электронную карту и на эту сумму в течение 60 дней совершить 70 поездок. Если он положит 450 рублей, то за 60 дней 60 дней сможет совершить 40 поездок, за 350 рублей – 20 поездок за аналогичный период времени. По сути, те, кто ездят часто на городском транспорте, будут совершать поездки по цене 14 рублей 25 копеек».

Он также уточнил, что в последствии, изучив динамику движения населения на городском транспорте, мэрия планирует разработать еще несколько тарифов оплаты проезда. В планах ввести тариф на 100 рублей, согласно которому, человек может в течение дня совершить неограниченное число поездок.

Одновременно ставится и другая задача — привлечь к участию в проекте коммерческих пассажироперевозчиков. Директор НП «Городские пассажирские перевозки» Григорий Кулинич уверен, что активное вовлечение таких компаний будет происходить уже в ближайшее время и тесно будет связано с введением дифференцированных тарифов. Дело в том, что в борьбе за пассажира, перевозчики, которые смогут предоставить ему наибольшие скидки, будут иметь серьезное конкурентное преимущество.

В принципе с этим согласны и руководители непосредственно самих транспортных предприятий. Правда, по давней традиции они говорят о том, что при внедрении системы надо сначала посчитать «экономику» и решить вопросы с проездом по льготным «Екартам». «Я думаю, со временем, коммерческие перевозчики самостоятельно пойдут на работу с ней. Более того, при унификации работы с ней, карта в перспективе может принести нам сокращение расходов. Карта позволит отказаться от кондукторов, поставив так называемые «крокодилы», что позволит сократить нам расходы. Поэтому будущее у карты большое, но при определенных доработках»,— заявил директор компании ООО «Декар» Сергей Ельцов. Полностью согласен с коллегой и главный инженер компании ООО «Автогамма».

Впрочем, может так статься, что времени на раскачку у коммерсантов почти не осталось. С 15 октября в Екатеринбурге планируется ввести дифференцированные тарифы. Муниципальные транспортные предприятия, чей подвижной состав на 100% вовлечен в проект «Екарта», получат существенное преимущество. А с начала 2011 года бумажные проездные и «монетизированная» оплата проезда могут и вовсе уйти в прошлое. По крайней мере, слухи об этом ходят уже весьма упорно. И если так случится, то коммерческим перевозчикам с их расчетами «наличкой» придется либо сильно демпинговать, попадая на грань рентабельности, либо в срочном порядке внедрять электронные системы оплаты проезда.

 © Борис Глухих, АПИ

 

Распечатать


 
Среда, 13 декабря 2017