Регионы: Свердловская областьЧелябинская областьТюменская областьПермский край
Свердловская областьЧелябинская область

Либо Пан, либо пропал: введены налоговые преференции бизнесу в Свердловской области

29 сентября 2010 17:01

В третьем чтении сегодня были приняты  два закона, которые облегчают налогообложение компаний. Делается это для инвестиционной привлекательности области. В связи с уменьшением налоговой процентной ставки на прибыль и предоставлении ряду компаний налоговых льгот, возникают серьезные риски недодачи финансов в бюджет области. Но, по мнению минэкономики Свердловской области, дополнительные поступления от привлечения крупных налогоплательщиков значительно превысят сумму возможной недодачи. Эксперты соглашаются с необходимостью налоговой стимуляции, но не уверены будет ли она работать в подобном виде.

 

В среду, 29 сентября, в третьем чтении депутатами облдумы были приняты два закона, связанных с облегчением налогообложения бизнеса. Оба закона были введены для увеличения инвестиционной привлекательности области. Ни для кого не секрет, что регионы ведут борьбу за крупных налогоплательщиков. Предоставление таких преференций является одним из стандартных способов привлечения бизнеса на территорию субъекта.

Суть первого закона в снижении налоговой процентной ставки на прибыль с 20 до 13,5%. В данном случае Свердловская область отказывается от своей части налога на прибыль. (Суть в том, что часть налога на прибыль находится в ведении субъектов Федерации. Область может отказаться от своей части в качестве некоего стимулирования для какого-то вида деятельности).

Данное снижение ставки вводится на 5 лет. Для новых предприятий с уставным капиталом не менее 10 млн.

Как рассказал первый зам. министра экономики Свердловской области Виталий Недельский, подобное ограничение по уставному капиталу появилось только в последних версиях законопроекта. Связано это с тем, чтобы снизить риски перерегистрации мелких недобросовестных компаний, желающих получить такую преференцию. «Поскольку крупные компании находятся всегда на виду, вопросы с изменениями в особо крупных компаниях вообще  решаются в первую очередь на уровне властей - они не рассматриваются в группе риска, - пояснил Виталий Недельский - а вот мелкие предприятия могут попробовать не совсем честным путем заработать эту льготу, часть таких недобросовестных игроков рынка мы и отсекаем барьером уставного капитала».

Снижение налоговой ставки на прибыль, безусловно, приведет к недодаче средств в бюджет. По словам Виталия Недельского, министерство экономики Свердловской области рассчитало риски недодачи налогов.  По пессимистичным прогнозам они составили 350 млн. рублей. Но это цифра компенсируется предполагаемыми дополнительными  поступлениями от новых компаний, по опять, же пессимистичным прогнозам,  - до 1,8 млрд.

В целом за счет этого закона в свердловский бюджет планируется получить 8 млрд. дополнительных поступлений за пять лет, а к 2020 25 млрд. рублей.

Второй закон  предоставляет преференции на нарощенное имущество.

Его суть в том, что на нарощенное имущество будет предоставляться 100% льгот, вместо 50%. «По сути, эти налоговые преференции уже действуют 3 года - поясняет Виталий Недельский - в 2011 закон будет продлен, и изменена налоговая льгота».

Теперь сколько бы ни инвестировали компании в новое  имущество, теперь они не будут платить за это налоги.

Отдельного упоминания требует статья этого закона, касающаяся списка компаний занимающихся обеспечением железных дорог.

«Для них будут обеспечены всевозможные льготы. Связано это с тем, что есть дефицит обеспечения железной дороги. Иногда вагонов приходится ждать неделями. Внесение подобных льгот для компаний позволит привлечь новых игроков на рынок, решить вопрос с дефицитом, а возможно и выйти на уровень серьезного логистического транспортного центра». - Пояснил Виталий Недельский.

  Как сообщало агентство АПИ, первым примером подобной работы с компанией стало обеспечение льгот второй грузовой компании.

 По данным министерства экономики такая система позволяет на каждый льготный рубль бюджет получает практически 2 рубля.

Только с уже существующего объема, работающего на территории  Свердловской области в бюджет рассчитывается получить более миллиарда дополнительных сборов, а при увеличение объемов до 5 млрд. рублей. При возможной недодачи в бюджет 540 млн. рублей». - Прокомментировал Виталий Недельский.

Эксперты же отмечают, что данная инициатива правительства, безусловно, правильная, но весьма спорная в данном виде.

Такие сомнения вызывают следующие размышления: во-первых эксперты не так оптимистично относятся к процессу перерегистрации компаний для получения этой льготы, что приведет к потерям  поступлений в бюджет. Во-вторых, порой воспользоваться предоставляемыми правами чрезвычайно сложно. Это тоже большая проблема. Предприятия могут просто не поверить, правительству. Ведь порой для того, чтобы льготу получить, нужно обить множество порогов, затратить силы и средства, которые не покроют предоставленные преференции. Третье, это то, что в Свердловской области снижение процентной налоговой ставки не распространяется на конкретные отрасли экономики. Снижение получат все предприниматели - своеобразное: «Гуляют все!». Что по мнению экспертов может оказаться весьма непродуктивно.

В целом, мы видим прекрасную инициативу правительства. Ведь для того, чтобы выйти из депрессивного состояния экономики, необходимо создавать стимулы, в том числе налоговые.  Существующих на данный момент стимулов (таких, как снижение ставок по банковским кредитам) просто недостаточно, а это тормозит экономику. Если говорить о создании инвестиционной привлекательности необходимы комплексный меры, только одним снижением ставки и налоговыми преференциями здесь не обойдешься. Очень важен момент комфортности работы предприятий, наличия базы (складской, технической, транспортной), в конце концов наличие спроса на ту продукцию, которую может предложить компания. Поскольку инвесторы после кризиса особо тщательно оценивают свои риски, они не польстятся только на налоговые преференции.

Таким образом, что новые законопроекты могут обернуться как прибылью вследствие роста налогооблагаемой базы, так и серьезными потерями для бюджета Свердловской области. Насколько хорошая идея окажется хорошей  на этапе реализации, будет зависеть от дальнейшей работы правительства в этом направлении.

 

 

© Андрей Щербов, АПИ

 

Распечатать


 
Среда, 13 декабря 2017