Официальный портал Екатеринбурга
23 сентября 2014 17:59

ВЕРХОТУРЬЕ. Серое нависшее небо и пронизывающий ветер. Мальчики в белых рубахах и тонких брюках с зелеными вертикальными полосками, девочки в красных сарафанах и белых платках на голове. Все в лаптях. Всем не больше восьми лет. Они, подбадриваемые родителями, держатся за руки, стоя недалеко от сцены и ожидая своего выхода на открытии музыкального фестиваля «Верхотурский перезвон».

Действо должно развернуться во дворе Кремля - последнего из построенных в России. К 11 утра субботы здесь уже собрались журналисты со всей Свердловской области, большие гости - представители правительства и ведомств региона, игумен Свято-Николаевского мужского монастыря Филипп, а также местные артисты - все в теплых куртках. И только практически нет жителей самого городка, именуемого «Духовной столицей Урала». Наконец зазвучала торжественная музыка и появилась ведущая.

«Я с удовольствием познакомлю вас с историей нашего города», - заявила она, открывая представление.

Он зародился на границе с Сибирью, отвоеванной Ермаком у татар, в 1597 году как острог для защиты одного из главных водных путей. В 1600 году здесь появилась таможня, где собиралась 10%-я пошлина в пользу казны за все провозимые товары и ясак - «мягкая рухлядь», как называлась тогда дорогая пушнина. В 17 веке по указу Петра I началось строительство каменных зданий. Город прославился судостроительной верфью и винокуренным производством, стал местом ссылки опальных невест и жен русских царей - сначала Михаила Романова - Марии Хлоповой, а затем и невесты Алексея Михайловича - Евфимии Всеволожской.

По очереди на сцене появляются символизирующие эпоху исторические личности. В 1913 году, к 300-летию династии Романовых, великая княгиня Елизавета Федоровна посетила Верхотурье и открыла в Николаевском монастыре Крестовоздвиженский собор, который до сих пор является третьим по величине в России.

«Прр», - командует ямщик крупной упрямой лошади, везущей в карете к праздничной сцене княгиню. Поднявшись при помощи соведущего - мальчика-подростка, играющего роль туриста, - и озвучив приветственное слово, Елизавета Федоровна навсегда уезжает из Верхотурья.

Княгиня Елизавета Федоровна

К завершению открытия фестиваля подтягиваются местные жители. Одна из них, бабушка с клюкой, становится рядом с журналистами, разместившимися на площадке у сцены. Тут же к ней с неизвестно откуда взявшимся стулом подходит девушка и предлагает присесть.

«Нет, спасибо, милая, нельзя мне сидеть много - врач говорит. Лучше уж так постою, а то еще хуже будет», - отвечает старушка.

Завершает костюмированное открытие фестиваля современный танец в исполнении верхотурских детей и подростков. Сразу после - приветственные слова от больших гостей, после которых ожидается выступление коллективов-участников «Верхотурского перезвона». Освободившегося игумена тут же обступают журналисты.

«Сегодня я представляю здесь нашего митрополита Кирилла, участвую в празднике по его благословению. Ежегодно Верхотурье посещают около 30 тысяч паломников. Кто-то приезжает помолиться, кто-то на экскурсию. Иностранцев немного, хотя недавно были представители Бельгии, Германии, из Индии. Их прельщает и своеобразие нашей природы, и сохранившиеся храмы, которые, казалось бы, должны были исчезнуть, и подвесной мост. И огромный собор в таком захолустье, вдали от столичных городов. Дивная глубинка такая. Человек, бывает, ныряет глубоко в воду и думает, что там грязно, что ничего нет. И вдруг там что-то блестит и сверкает - и он удивляется, как на такой глубине оказалась такая красота. Что-то подобное происходит с Верхотурьем - человек уезжает из всем известного Екатеринбурга и вдруг находит здесь такую красоту», - поясняет настоятель Свято-Николаевского храма.

Игумен Филипп

«Там даже пряники цветные, украшенные картинками, продают»

Под начавшим накрапывать дождем на главной площади города, расположенной тут же, между Кремлем и Николаевским монастырем, торгуют в установленных по случаю фестиваля палатках уральские мастера. Среди их товаров - берестяные шкатулки, птицы, корабли; мыло ручной работы в виде известных персонажей иностранных мультфильмов; тарелки, чашки, другая кухонная утварь, расписанная на русский лад; мед, чай, варенье; шапки, платки, даже платья; собравшие больше всего зевак «покровские пряники», а также неповторимые изделия из чугуна.

«А это что такое и для чего нужно?», - спрашивают продавца-изготовителя девчушки лет 12, указывая на извивающуюся в форме змеи невысокую установку.

Ярмарка

«Подставка. Хоть для чего - можно ложки для обуви в нее положить, можно вазу поставить», - объясняет мужичок в светлом камуфляже, напоминающий своим видом то ли бывшего солдата, в мирное время от скуки любящего приложиться к стакану, то ли рыбака.

Вдруг со стороны главной улицы появляются шесть буренок. Без стеснения они проходят через ярмарку на разросшуюся по площади траву, на деревянную детскую площадку и начинают обедать. Тут же сбегаются фотографы. Коровы, видимо, ранее никогда не наблюдавшие массивные объективы камер и повышенного внимания к себе, с удивлением подходят ближе к нам. Несколько рогатых даже пробуют лизнуть аппаратуру. Но вскоре поняв, что ничего полезного от фотосессии для себя приобрести им не удастся, животные теряют всякое желание позировать и от прицела фотокамер предпочитают отворачиваться - зазвать их уже невозможно.

Буренка

Ничего не остается, кроме как проследовать на знаменитый подвесной верхотурский мост, больше всего, по признанию игумена, привлекающий к здешним краям иностранцев. Этой осенью мост почти утратил свое призвание (предназначение) - река Тура, несмотря на невероятно дождливое лето, обмелела настолько, что на ее середину в некоторых местах можно добраться по суше. Но это не отталкивает любителей неспешной охоты: на одном берегу, прямо под обрывом, на котором построен Кремль, уселся мужичок. Недалеко от него - двое ребят, каждому лет по 10. Один из них стоит в резиновых сапогах по колено в воде. Мужичок ловит рыбешку.

Навстречу нам идут еще двое мальчишек с удочкой. В противоположную сторону по мосту - к деревянным деревенским постройкам, откуда сочится запах русской бани, - направляется женщина средних лет, разговаривая по сотовому телефону.

Рыбаки

«Я к вам в гости, передай Димочке, что подарки несу. На площади ярмарка такая, даже пряники цветные, украшенные картинками, продают», - рассказывает она хозяйке.

На мосту слышны звуки балалайки и заливистые голоса участников фестиваля. Их за собой в менее приметную часть города, к разрушенному храму, уносят вороны. Там, под куполом бывшего прихода, на чудом сохранившихся частях штукатурки виднеются изображения евангельских историй.

Разрушенный храм

Рядом стоит обгоревшее здание - сейчас это задний двор верхотурской больницы. На скамейке рядом с ней сидят две медсестры. Курят. Заметив фотографов, они спешно бросают свой разговор и уходят через черный ход.

Задний двор больницы

«После врачебного вмешательства наших специалистов приходится по второму кругу проходить лечение в Серове, исправляя их ошибки», - позже, в автобусе, рассказывает нам местный житель по имени Дмитрий.

По его признанию, в городе, который давно забыт профессионалами из ЖКХ, нет даже общественной бани. А новое здание автовокзала, построенное при губернаторе области Эдуарде Росселе, сейчас занимает ГАИ, точнее филиал новолялинской структуры. Проблема и с образованием - школы есть, даже новая - открытая при том же управителе уральской земли - однако после ее окончания верхотурским детям остается лишь один путь - в местное ПТУ №137. Выбор профессий невелик - портной, тракторист, водитель, повар и продавец.

«Был раньше молокозавод, химзавод - все позакрывалось. Одна надежда на молодежь - вопреки всем обстоятельствам, она у нас талантливая», - с гордостью добавляет Дмитрий.

«Все у нас есть - и дух русский в первую очередь»

В Верхотурье на территории Свято-Николаевского монастыря находится третий по величине в России собор - Крестовоздвиженский. Трехпрестольный, каменный, он был заложен в 1905 году и построен в русско-византийском стиле. Но в советское время собор, как и весь монастырь, служил местом размещения детской колонии. Сейчас в нем пребывают мощи Симеона Верхотурского, а часть Крестовоздвиженского собора находится на реставрации. На празднике в нем собирается около трех тысяч богомольцев. Служат в монастыре сейчас даже совсем еще молодые люди.

Крестовоздвиженский собор

«Меня в юношестве вдохновила книга «Пасха Красная» - жизнеописание новомучеников оптинских - иеромонаха Василия, иноков Ферапонта и Трофима. Я уже в 14 лет хотел самовольно уехать в монастырь из дома, но меня мама остановила. Сказала: «Ты дурачок что ли? Кому ты там нужен?». В монастырь в итоге попал в возрасте около 20 лет. Хотя в основном сюда приходят уже в зрелом возрасте. Постричь в монахи можно любого, бывает, и с уголовным прошлым приходят. Главное, чтоб не неудачи привели - такие долго в монастыре не задерживаются», - рассказывает 26-летний отец Эраст в соборе.

На парковке рядом с монастырем церковнослужители освящают машину специально для этого приехавшего в Верхотурье екатеринбуржца. Рядом с пешеходным переходом через дорогу, ведущую к Кремлю, стоит одинокий сотрудник ГИБДД. Раздается свисток, гаишник машет жезлом - но газель проезжает мимо, даже не притормозив. Он что-то говорит в рацию, и вдруг опять свисток.

«Куда вы идете? Не видите, где зебра находится? Первый знак - пешеходный переход - стоит для водителей и предупреждает о нем!», - бросается он к женщине лет 40, на первый раз прощая ей нарушение правил дорожного движения.

«Он уже несколько штрафов сегодня выписал. Внимательнее надо быть», - говорят старушки, торгующие кедровыми орешками и пожухлой брусникой, когда нарушительница проходит мимо.

Верхотурцы направляются в Кремль - там, в завершении фестиваля, выступает приглашенная народная артистка России Людмила Рюминой. Именно на выступлении Рюминой больше всего - хоть и не до конца - заполняются места на трибунах. Знаменитая «Кадриль» зазывает танцевать на площадку перед сценой молодых девчонок - тех, кто участвовал в открытии фестиваля и остался с ним до конца. Они демонстрируют поставленный под уже ставшую народной музыку Виктора Темнова танец, а затем забирают из толпы менее раскрепощенных верхотурцев старшего поколения.

Людмила Рюмина

Последняя песня любимой певицы также включает в себя слова о столице России. «Москва златоглавая» принимается верхотурцами со слезами на глазах, с дословным воспроизведением ее и, по окончании, бурными аплодисментами. А перед прощанием Людмила Рюмина от сердца произносит то, что в настоящее время не каждый артист способен вымолвить, но что тревожит простых россиян зачастую больше повседневных забот.

«Не страшны нам никакие преграды, Россия никогда не будет стоять на коленях. Все у нас есть - и дух русский в первую очередь. Слава нашей Родине!», - и слова ее разносятся по всему двору Кремля.

 

© Анна Федорова, АПИ